Подготовка крупных муниципальных проектов термомодернизации зданий бюджетной сферы. Опыт Запорожья Конференция Модернизация зданий бюджетной сферы и модернизация ЖКХ Василий Степаненко Энергосервисная компания Экологические Системы Запорожье, марта, 2009 г.
Основные тенденции на рынках ЖКХ в посткризисный период Основой кризисных явлений для ЖКХ в период 2010 – 2016 гг. будет бурный рост тарифов на природный газ, электрическую и тепловую энергию. В Украине произойдёт естественное выравнивание тарифов с тарифами ЕС. В посткризисный период произойдёт быстрая смена приоритетов для ЖКХ. Вместо рынка строительства новых зданий получит развитие рынок термомодернизации и тепловой санации старых зданий, в первую очередь для бюджетной сферы, начнётся строительство энергопассивных зданий в малоэтажной застройке. Большие изменения произойдут в системах теплоснабжения наших городов. Быстрый рост стоимости газа и тепловой энергии приведёт к невозможности продолжения эксплуатации существующих систем теплоснабжения. Будет создан и получит развитие рынок модернизации существующих систем теплоснабжения на основе новых технологий замещения природного газа местными источниками топлива и энергии.
Последствия подорожания природного газа для городов Украины Рост цен на природный газ в период 2010 – 2016 гг. ведёт системы городского теплоснабжения с котельными на природном газе к глубокому кризису. Наиболее вероятный период развития кризиса – гг. Основные параметры кризиса - стоимость 1 Гкал – гривен, неплатежи населения – 50-60% от объёмов требуемых платежей. В начале 21 века с ростом цен на газ в Украине впервые создались предпосылки для экономически обоснованной и массовой термомодернизации зданий со снижением теплопотерь в среднем на 65% от существующих сегодня уровней. На передний план внимания выходят инвестиционные проекты термомодернизации зданий бюджетной сферы.
Рост цен на энергоносители в период 2000 – 2016 гг.
Рост тарифов на тепловую энергию в период 2000 – 2016 гг.
Рост стоимости теплоснабжения типовой средней школы Запорожья в период 2004 – 2016 гг. Стоимость отопленияед. изм Без модернизациитыс.грн54,662,667,5196,1320,0540,0750,0930,0 2 Малозатратные ЭСМ ( - 15%)тыс.грн54,662,667,5196,1320,0459,0637,5790,5 3 Частичная термомодернизация ( - 50%)тыс.грн54,662,667,5196,1320,0270,0375,0465,0 4 Полная термомодернизация ( - 85%)тыс.грн54,662,667,5196,1320,081,0112,5139,5 Стоимость отопленияед. изм всегоразность 1Без модернизациитыс.грн1150,01320,01500,01650,01800,010340,8 2 Малозатратные ЭСМ ( - 15%)тыс.грн977,51122,01275,01402,51530,08894,81446,0 3 Частичная термомодернизация ( - 50%)тыс.грн575,0660,0750,0825,0900,05520,84820,0 4 Полная термомодернизация ( - 85%)тыс.грн172,5198,0225,0247,5270,02146,88194,0
Бюджетные здания без проведения восстановительных ремонтов увеличивают потребление тепловой энергии
Классификация энергоэффективности зданий в ЕС
Классификация здания школы 49 по фактическому потреблению тепловой энергии по шкале ЕС
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТПРОЕКТОВ ТЕРМОМОДЕРНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ЗДАНИЙ
Оценка состояния перед началом проекта ЕБРР Энергосбережение для бюджетной сферы сегодня является неиспользованным капиталом. Денежное выражение рынка термомодернизации для 612 бюджетных учреждений Запорожья составляет более 2 миллиардов гривен в сопоставимых ценах начала 2009 года. Основной задачей является привлечение внутренних и внешних инвестиций на ёмкий рынок термомодернизации бюджетных зданий. Малозатратное и быстроокупаемое энергосбережение в бюджетной сфере уже исчерпало свой потенциал. Необходим переход на долгосрочное энергетическое планирование и на инновационную модель энергосбережения. Пилотный проект ЕБРР для четырёх городов Украины создаёт хорошие условия для старта нового рынка – рынка термомодернизации зданий.
Опыт термомодернизации зданий в Германии
Цель программ термомодернизации зданий бюджетной сферы – снизить потребности в тепле в 2-3 раза, снизить тарифы на тепловую энергию в 2-3 раза, уйти от природного газа Примерный бюджет средней термомодернизации здания – 150 долларов на 1 м.кв. Бюджет глубокой термомодернизации здания – 350 долларов на 1 м.кв. Оценка – термомодернизация 612 зданий бюджетной сферы Запорожья потребует 5-6 лет и 2.0 – 2.5 миллиарда гривен Окупаемость проектов составит не более 5-6 лет.
Примерные параметры пилотной фазы проекта ЕБРР по термомодернизации бюджетных зданий (для Запорожья) Количество бюджетных учреждений – (20%), в том числе по капиталоёмкой модели – 30-40, по среднесрочной модели – 90. Потребность в инвестициях – 45 миллионов долларов на 10 лет с отсрочкой выплат на 3 первых года. Финансовая схема – софинансирование, в том числе - ресурсы банка – 60%, городской бюджет – 20%, госбюджет – 20%. Ожидаемый эффект – снижение бюджетных платежей на энергоснабжение зданий на 20% после начала проекта и на 70% после выплат по займу. Перевод систем отопления и ГВС зданий бюджетной сферы от природного газа на электроэнергию.
Примерная структура потерь тепловой энергии в бюджетных зданиях
Благодарю за внимание!