Психодиагностический инструментарий для исследования уровня адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста Творческая лаборатория «Психодиагностический инструментарий в работе педагога-психолога ДОУ»
Актуальность темы: Одним из ключевых моментов сопровождения детей в период адаптации к ДОУ является исследование особенностей адаптации вновь поступивших воспитанников. Перед психологами ДОУ встает проблема организации эффективной работы в данном направлении.
Актуальные проблемы педагогов- психологов ДОУ в сопровождении детей в адаптационный период Готовность воспитателей к приему новых воспитанников. Выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад. Изучение и влияние детско-родительских отношений. Выделение детей группы риска.
Цель ТЛ: Определение алгоритма работы педагога- психолога ДОУ по обеспечению эффективного диагностического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Задачи ТЛ: определение основных факторов, влияющих на степень адаптации ребенка к ДОУ; определение основных направлений в работе педагога- психолога по диагностике уровня адаптации детей к ДОУ; выделение информативных параметров наблюдения для отслеживания динамики протекания адаптационного процесса у детей и их семей; разработка специального инструментария психолого- педагогического сопровождения детей в период адаптации; определение необходимых требований к специальной документации, учет и выполнение которых, обеспечивал бы эффективное сопровождение детей в период адаптации.
Адаптация к ДОУ- сложный, многокомпонентный процесс вхождения ребенка в новую социальную среду. Педагоги Родители Дети
Основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка к ДОУ:
Основные направления в диагностике адаптации: 1. физиоло гический 2. когнитив ный. 3. личност ный. 4. социаль ный. 5. поведен ческий.
Основные параметры наблюдения за ребенком в период адаптации: 1. Особенности эмоционального состояния ребенка во время пребывания в детском саду. 2. Особенности поведения ребенка в детском саду (агрессивность, тревожность, гиперактивность, пассивность и др). 3. Сформированность навыков самообслуживания. 4. Особенности протекания режимных моментов. 5. Особенности деятельности и поведения ребенка в совместной организованной деятельности с педагогом. 6. Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Требования к документации: Позволяла фиксировать информацию, полученную в результате наблюдения за детьми, родителями, педагогами; Учитывала необходимые факторы, влияющие на адаптацию; основные информативные параметры; Позволяла отслеживать динамику изменений в поведении и эмоциональной сфере в период адаптации; Помогала выявить направления эффективной помощи ребенку и его семье в период адаптации.
Итоги работы ТЛ по сопровождению детей в период адаптации Определен алгоритм и содержание работы педагога-психолога ДОУ по обеспечению эффективного диагностического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ. Разработан пакет специального инструментария психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации