11 декабря 2012 года1 Финансовая доступность, финансовая грамотность, финансовый омбудсмен Олег Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Круглый стол «Финансовое просвещение граждан: проблемы и перспективы» 11 декабря 2012 года, г.Пермь
Глобальный контекст G20 – Повестка 2013 Эффективное регулирование Инвестиции Доверие и транспарентность Global Partnership for Financial Inclusion (GPFI, ) Alliance for financial inclusion (AFI) 11 декабря 2012 года2
Характеристики развитой финансовой системы Inclusion (доступность) Sustainability (устойчивость) Integrity (целостность, честность) Protection (защита) ISIP - финансовая система 11 декабря 2012 года3
Повышение территориальной доступности банковских услуг Банковские платежные агенты (ст. 14 Закона о НПС) (банк + торговая точка + сельский товаропроизводитель + граждане-держатели карт) Платежи и переводы Кредиты Вклады Мобильные платежные системы (ст. 13) Платежи и переводы Дистанционное открытие банковского счета (ст. 7 Закона 115-ФЗ, 28-И) 11 декабря 2012 года4
Финансовая грамотность – основа доступности, устойчивости и защищенности 11 декабря 2012 года5 ЦБ РФ Банки Потребители
Статистика судебных исков ТЫС. ИСКОВ 12 ноября 2012 года Источник: статистика Судебного департамента Верховного суда 6
Выбор потребителем финансовых услуг 11 декабря 2012 года7 Рациональный выбор финансовой услуги Понимание и следование собственному интересу Поиск и анализ информации Разумное сравнение разных предложений Иррациональный выбор финансовой услуги Эмоциональный выбор финансовой услуги Следование групповым предпочтениям Отказ от изучения и анализа условий договора
Проект повышения финансовой грамотности населения России Правительства РФ и Всемирного банка Компоненты ( гг.) Разработка стратегии, мониторинг, оценка условий Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности Разработка образца региональной программы Запуск программ в пилотных регионах Разработка и реализация образовательных программ и информационных компаний Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг 11 декабря 2012 года8
Повышение качества услуг и снижение конфликтности 11 декабря 2012 года9 Создание «мегарегулятора» и «меганадзора» на финансовом рынке Совершенствование системы защиты прав потребителей со стороны Роспотребнадзора Повышение эффективности судебной защиты Подготовка Федерального Закона «О финансовом уполномоченном по защите прав потребителей на финансовом рынке»
Процедура обращения к омбудсмену (Великобритания) КлиентБанк Решение ~ 10 тыс. Жалоба (1) Отказ (2) Обращение (3) Запрос (4)Комментарий (5) Решение (6) Консультирование ~ 1 млн Примирение ~ 100 тыс.