ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Вопросы школьного обучения – это вопросы формирования личности Стороны готовности к школе: - физическая - интеллектуальная - эмоционально-волевая - мотивационная - личностная
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ - Общее физическое состояние (показатели соответствующие нормам физического развития (рост, вес); -Состояние органов чувств; -Состояние нервной системы; -Мелкая моторика пальцев.
Общая физическая подготовка
Личностная и социально- психологическая готовность ребенка к школе Формирование готовности к принятию новой социальной - позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошколь- ником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержа- тельной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности. Отношение к самому себе, к своим способнос- тям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой»… Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Произвольность поведения Это способность ребенка проявлять волевые усилия: способность сдерживать свои эмоции, самостоятельность, усидчивость, способность планировать свои действия, действовать по правилу. - Игра "ДА и НЕТ не говорите" - Методика "Графический диктант" - Ролевые игры - Двигательные игры
Ребенок должен уметь: 1. Понимать и принимать задачу, ее цель. 2. Спланировать свою деятельность. 3. Подбирать средства для достижения цели. 4. Преодолевать трудности, достигая результат. 5. Оценивать результаты деятельности. 6. Принимать помощь взрослых при выполнении задания.
Мотивационная готовность. Позиция дошкольника - привлекают чисто внешние школьные атрибуты (ранец, звонок, новые школьные принадлежности) Позиция ученика - привлекают атрибуты учения (ему нравится читать, писать, решать). Для ученика важен высокий уровень познавательной активности. Познавательная активность - это потребность ребенка в новых впечатлениях. Любознателен ли ваш ребенок? Попробуйте предложить ему отгадать какой- либо задуманный Вами предмет, задавая вопросы. Одни дети задают множество вопросов и требуют продол-жения игры, а другие отгадают кое-как один предмет, а дальше играть отказываются.
Благодарим за внимание