«Роль финансового омбудсмана в защите прав потребителей на финансовом рынке» Автор: Дмитрий Янин, КонфОП
Ключевые элементы системы защиты прав потребителей в РФ Законодательство о защите прав потребителей (18 лет) Государственный надзор на федеральном уровне (с марта 2004 года - Роспотребнадзор) Деятельность общественных организаций и муниципальных органов по защите прав потребителей.
Недостатки системы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг Слабый государственный контроль в сфере защиты прав потребителей и конкуренции, по сравнению со странами ЕС и США Отсутствие единого регулятора Низкая степень саморегулирования бизнеса, Неразвитость общественных институтов по защите прав потребителей, Низкая степень информированности потребителей.
Рост кредитов населению в России и странах ЦВЕ (в процентах) (in percentage) Country Average Romania Russia Lithuania Latvia Bulgaria Estonia Slovakian.a Hungary Czech Republic Slovenian.a Poland Croatia Weighted average (without Russia)
Особенности рынка потребительского кредитования в РФ Отсутствие специального регулирования в сфере кредитования до настоящего времени До лета 2008 года отсутствие требования об обязательном информировании потребителей о полной стоимости кредита в годовых процентах, + общие проблемы: финансовая безграмотность получателей кредитов, при сложности продукта.
Как обманывают потребителей: - распределение высокой платы за кредит между: годовой процентной ставкой, платой за выдачу кредита, ежемесячной комиссией, страховкой, тем самым, создавая у потребителя иллюзию дешевизны кредитного продукта; - навязывание платных дополнительных услуг как банковских, так и третьих лиц (страхование жизни, трудоспособности, залогового имущества, ведение ссудного счета); - навязывание конкретных исполнителей навязанных услуг (например, отказ потребителю в свободном выборе страховой компании при обязательном страховании по условиям кредитного договора); - непропорциональный размер штрафа за несоблюдение потребителем условий договора кредитования (фиксированный штраф за недоплату по кредиту – независимо от суммы недоплаты);
Что было сделано: с 2004 года, в РФ была начата кампания по повышению качества информирования заемщика об условиях кредитования, в которой задействованы различные регуляторы. Результатами активности госорганов стали: отказ лидеров рынка от практики манипулирования со ставками по кредиту (июль 2007 года) нормативное регулирование в области расчета полной стоимости кредита, а также многочисленные публикации в СМИ направленные на разъяснение заемщикам их прав. а также многочисленные публикации в СМИ направленные на разъяснение заемщикам их прав.
Чего не было сделано: 1.Принятие законодательства о потребительском кредите, о банкротстве физического лица, о запрете ростовщичества (запрет на выдачу сверхдорогих кредитов населению – установление мах. кратности ставке рефинансирования) 2.Содействие формированию институтов саморегулирования бизнеса в сфере банковских услуг – банковский омбудсман.
Лучшая практика - Великобритания. Ежегодно разрешение более споров
Возможные действия омбудсмана: 1.Рассмотрение текущих жалоб потребителей. 2.Выработка стандартов, регламентирующих практику взаимоотношений банков и граждан. 3.Информирование регулятора, общественности о типичных нарушениях, статистики обращений.
Механизм создания: Обязательность участия в работе Обмудсмана для банков имеющих соответствующую лицензию на работу с гражданами.
Спасибо. Дмитрий Янин – председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфоП)