Урок–КВН. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Цели урока: Обучающие: обобщить и систематизировать знания обучающихся по фонетике, графике, орфоэпии.; Развивающие: развивать речь, мышление, смекалку, творческие и познавательные способности обучающихся; Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма, ответственности, положительной мотивации к процессу обучения.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых нежных и мягких… Н. В. Гоголь.
Приветствие команд.
Разминка Назовите пары согласных по твердости мягкости. ([б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х ] [б,, в,, г,, д,, з,, к,, л,, м,, н,, п,, р,, с,, т,, ф,, х,,]) Что изучает орфоэпия? (Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержаться проявила произношения звуков и ударения в словах). Какие согласные звуки всегда твердые? [ж, ш, ц]. Назовите пары согласных по звонкости глухости. [ б б,, в в,, г г,, д д,, ж, з з, ] [п п,, ф ф,, к к,, т т,, ш, с с, ] Что изучает фонетика? (Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи). Какие согласные звуки всегда мягкие? ( [ ч,, щ,, й, ] )
Знаешь ли ты алфавит?
Четвертое лишнее Просьба, футбол, молотьба, травка. Пробка, дорожка, вокзал, снег.
Продолжите текст Над п…лями и лесом все ярче светит солнце. Потемнели дороги, ра…таял на р…ке лед. Ра…цветает в…сна. Вот ра…пустились на веточках ивы ш…лковые мя…кие пуховички. … Весна
Над полями и лесом все ярче светит солнце. Потемнели дороги, растаял на реке лед. Расцветает весна. Вот распустились на веточках ивы шёлковые мягкие пуховички. … Ярче Растаял
Особые согласные В чем особенность согласных звуков в предложении «Степка, хочешь щец? Все согласные звуки глухие
Кто больше? За одну минуту написать слова с сочетаниями букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.
Отгадайте метаграмму С глухим шипящим Я числительное, Со звонким – имя существительное. (Шесть – жесть) Из писка птиц Мой первый слог возьмите, Второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдете То, что не раз едали вы. (Пирог) С твердым [л] я на стене Книги, например, на мне Но как только [л,] смягчите – Сразу в танец превратите. (Полка-полька) С [п] – на дереве весною, С [т] – писать кончаешь мною. С [б] – я тара в магазине, C [к] – в болотистой низине. (Почка-точка-бочка-кочка)
Кто быстрее? Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели. Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата И, как волчата, галчата молчат.
Конкурс капитанов Кось-ба К – [к]- согласный, глухой, твердый 0 – [а] – гласный, безударный С – [з, ]- согласный, звонкий, мягкий Ь – Б – [б]- согласный, звонкий, твердый А – [а] – гласный, ударный 6 букв, 5 звуков Трав-ка Т – [т]-согласный, глухой, твердый Р – [р]-согласный, сонорный, твердый А – [а]-гласный, ударный В – [ф]-согласный, глухой, твердый К – [к]-согласный, глухой, твердый А – [а]-гласный, безударный 6 букв, 6 звуков
Произноси правильно
Поставьте ударение Щавель, красивее, столяр, километр, торты, сливовый, жалюзи, звонишь, квартал, досуг, каталог, обеспечение, оптовый, облегчить, договор, баловать, газопровод, кашлянуть, простыня, знамение
Щавель, красивее, столяр, километр, торты, сливовый, жалюзи, звонишь, квартал, досуг, каталог, обеспечение, оптовый, облегчить, договор, баловать, газопровод, кашлянуть, простыня, знамение
Домашнее задание Нарисовать заглавную букву древнерусского письма