МОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА
Моторная одаренность - способности к выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, прикладных видах творчества, спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в составе ансамбля.
Двигательно-моторные способности – высокий уровень зрительно- моторной координации, достижение высоких результатов деятельности, требующей точной и тонкой моторики.
Особенности физического развития
1. Высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжи- тельность сна;
2. Высокая активность;
3. Возможна существенная разница между физическим и интеллектуальным развитием.
Диагностика моторной одаренности
Моторные тесты направлены на изучение: точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестетически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др.
Работы Э. А. Флейшмана и его коллег позволили выделить следующие самостоятельные факторы: точность выполнения движений, ответная ориентация, координация, время реакции, скорость движения руки, оценка контроля, ручная ловкость.
Наиболее известные зарубежные психомоторные тесты Тест Пурдье (оценка непрерывно- двигательных способностей), Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклера (оценка способностей ребенка координировать работу глаз и рук), Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри
Надежность моторных тестов колеблется, как правило, от 0,7 до 0,8. Валидность невелика.
Список использованных источников 1.Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. 1926, 2.Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков Психология одаренности: от теории к практике/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.