Проект: Основы психологии Основы психологии Тема: «Адаптация. Дезадаптация. Адаптация ребенка к школьному обучению». Выполнила учащаяся 10Д Выполнила учащаяся 10Д класса, школы 36 Cтагис Алла. Научные руководители: Репп Лилия Викторовна Трофимова Анна Николаевна
Актуальность: Нет сомнений, что данная тема очень актуальна и затрагивает каждого ребёнка и его семью. В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Актуальность: Нет сомнений, что данная тема очень актуальна и затрагивает каждого ребёнка и его семью. В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко.
Проблема: Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок: режимные трудности; коммуникативные трудности; проблема взаимоотношения с учителем; проблемы связанные с изменением семейной обстановки. Проблема: Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок: режимные трудности; коммуникативные трудности; проблема взаимоотношения с учителем; проблемы связанные с изменением семейной обстановки.
Цель нашего исследования – определить уровень адаптации учащихся младшего школьного возраста. Цель нашего исследования – определить уровень адаптации учащихся младшего школьного возраста. Для того, чтобы выполнить свою цель, мы обозначили основные задачи: Для того, чтобы выполнить свою цель, мы обозначили основные задачи: Изучение уровня готовности первоклассника к школе; Изучение уровня готовности первоклассника к школе; Изучение особенностей факторов, влияющих на адаптацию учеников. Изучение особенностей факторов, влияющих на адаптацию учеников.
Объектом исследования в нашем случае являются учащиеся младшего школьного возраста. Предметом исследования является проблема адаптации к школе учащихся младшего школьного возраста. Методы исследования анкетирование и опрос.
« Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом « Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом ощутить тепло заботливых рук, стать равноправным членом общества, иметь возможность свободно проявлять свои чувства и воплощать в жизнь собственные возможность свободно проявлять свои чувства и воплощать в жизнь собственные творческие идеи» Сэм Ким
План действий: План действий: 1. Оформление введения (сентябрь) 2. Анализ литературы по теме проекта (сентябрь - октябрь) 3. Подбор методик (октябрь - ноябрь) 4. Проведение исследования в группе (декабрь - январь) 5. Формирование выводов (по результатам исследования) 6. Оформление проекта (февраль - март) 7. Защита проекта (апрель)
Анализ психолого-педагогической литературы по теме. Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, её решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста. Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, её решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста.
Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.
При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам: При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам: 1. Интеллектуальная готовность; 2. Личностная готовность; 3. Социально-психологическая готовность; 4. Физическая готовность.
Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе: Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе: 1. Высокий уровень; 2. Средний уровень; 3. Низкий уровень.
При высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; глубоко и полно овладевает программным материалом; учебный материал усваивает легко; решает усложнённые задачи, прилежен; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; выполняет поручения без внешнего контроля. При высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; глубоко и полно овладевает программным материалом; учебный материал усваивает легко; решает усложнённые задачи, прилежен; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; выполняет поручения без внешнего контроля. При среднем уровне первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным. При среднем уровне первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным. При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно относится к школе; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем. При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно относится к школе; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем.
Психологические исследования проводились в первых классах школы 36 Всего участвовало: 153 человека.
1. Анкета для определения уровня школьной адаптации учащихся начальных классов (автор: Чирков В.И.) Цель: определить уровень адаптации учащихся первого класса. Цель: определить уровень адаптации учащихся первого класса. Условия проведения: экспертная оценка уровня адаптированности учащихся классным руководителем по различным параметрам. Условия проведения: экспертная оценка уровня адаптированности учащихся классным руководителем по различным параметрам.
Результаты оценки адаптации учащихся 1-х классов
Выводы: Выводы: Согласно результатам исследований можно сказать, что подавляющее большинство первоклассников (92%) хорошо адаптированы к школе. Это спокойные дети, активно работающие на уроке, выполняющие основные требования учителя, общительные, дружелюбные по отношению к учителю и одноклассникам. Согласно результатам исследований можно сказать, что подавляющее большинство первоклассников (92%) хорошо адаптированы к школе. Это спокойные дети, активно работающие на уроке, выполняющие основные требования учителя, общительные, дружелюбные по отношению к учителю и одноклассникам.
Дети, которые попали в зону неполной адаптации (8%) имеют некоторую ограниченность в сфере общения, недостаточную активность как на уроке, так и на перемене. Дети, которые попали в зону неполной адаптации (8%) имеют некоторую ограниченность в сфере общения, недостаточную активность как на уроке, так и на перемене.
Рекомендации: В рекомендациях представлены данные, по которым можно определить уровень адаптации ребёнка к школе (признаки успешной адаптации); В рекомендациях представлены данные, по которым можно определить уровень адаптации ребёнка к школе (признаки успешной адаптации); Советы по взаимодействию с ребёнком в период обучения в первом классе; Советы по взаимодействию с ребёнком в период обучения в первом классе; А так же подобран список литературы для родителей первоклассников, обратившись к которому они могут найти множество ответов на волнующие их вопросы. А так же подобран список литературы для родителей первоклассников, обратившись к которому они могут найти множество ответов на волнующие их вопросы.
Список литературы: Истратова О. Н. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, – 442, Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, – 442, 1 с.: ил. - (Справочник). 1 с.: ил. - (Справочник). Нижегородцева Н. В., Игадриков В. Д. Нижегородцева Н. В., Игадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе). Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе). Талызина Н. Ф. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центрАкадемия, – 288 с. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центрАкадемия, – 288 с. Урунтаева Г. А. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, – 336 с. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, – 336 с. Эльконин Д. Б. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Даниил Борисович Эльконин: Ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центрАкадемия, – 384 с. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Даниил Борисович Эльконин: Ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центрАкадемия, – 384 с.