Авторы: Чубик П етр С авельевич, д октор технических наук, профессор, и.о. ректора Томского п олитехнического университета (ТПУ) Чучалин А лександр И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тольяттинский государственный университет Ельцов В.В. Совместная образовательная программа. Этапы в организации и проведении работ по проектированию образовательных.
Advertisements

Образовательный стандарт вуза на основе ФГОС и международных требований к качеству уровневой подготовки выпускников инженерных программ Чучалин А.И., проректор.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
Опыт работы по подготовке основных образовательных программ к общественно- профессиональной аккредитации Капралова Людмила Васильевна, начальник отдела.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Материалы к выступлению на Круглом столе 1. «От слов к делу. Составление дорожной карты проекта «индустриальный образовательный кластер» Москва, МГУ, 26.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Индивидуализация образовательных программ (задачи, пути решения)
О международной профессионально- общественной аккредитации образовательных программ подготовки магистров.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Транксрипт:

Авторы: Чубик П етр С авельевич, д октор технических наук, профессор, и.о. ректора Томского п олитехнического университета (ТПУ) Чучалин А лександр И ванович, д октор технических наук, профессор, проректор ТПУ, п редседатель Аккредитационного совета Ассоциации инженерного о бразования России (АИОР) 2

3 Томский политехнический университет в 90-е годы ХХ века одним из первых в российской высшей школе перешел на двухуровневую подготовку специалистов, в том числе в области техники и технологий, сохраняя при этом традиционную подготовку инженеров по моноуровневым программам для ряда отраслей промышленности.

4 В настоящее время в ТПУ реализуется 26 программ подготовки бакалавров, 88 программ подготовки дипломированных специалистов и свыше 100 магистерских программ.

5 С 1995 г ода разработка двухуровневых образовательных программ осуществляется по «Образовательным стандартам ТПУ», созданным на основе ГОС ВПО РФ с учетом традиций вуза, особенностей его научных школ, требований регионального рынка труда и мировых тенденций в сфере высшего образования.

6 В 1995 и 2001 гг. были введены в действие две версии «Образовательного стандарта ТПУ», разработанные на основе ГОС ВПО РФ соответственно первого и второго поколений.

7 В настоящее время «Образовательный стандарт ТПУ» является неотъемлемой частью Системы менеджмента качества университета, сертифицированной NQA Global Assurance в 2001 г. на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000.

8 Т ПУ активно взаимодействует с Ассоциацией инженерного образования России (АИОР). С 2003 г. по 2008 г. полтора десятка разработанных в ТПУ инженерных программ подготовки бакалавр ов, дипломированны х специалист ов и магистр ов прошли общественно - профессиональную аккредитацию в АИОР, в том числе 7 программ - с присвоением европейского знака качества «EUR-ACE Label» и занесением их в регистр Европейской сети аккредитации инженерного образования (ENAEE) и Европейской федерации инженерных организаций (FEANI).

9 В гг. в рамках Инновационной образовательной программы (ИОП) «Развитие в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, техники и технологий» в ТПУ разработ ано 25 магистерских программ, в том числе 7 Double Degree- программ совместно с ведущими университетами Европы, входящими, как и ТПУ, в консорциумы CESAER, CLUSTER и TIME.

10 Разработка в рамках ИОП магистерских программ международного уровня вызвала необходимость создания новой версии «Стандарта основной образовательной программы ТПУ» ( Стандарта ООП ТПУ).

11 Стандарт ООП ТПУ был разработан с учетом требований ФГОС ВПО, макет которого утвержден в 2007 г., а также инноваций, связанных с развитием Болонского процесса, совершенствованием систем обеспечения качества высшего образования, критериями международной аккредитаци и образовательных программ в области техники и технологий, глобализацией инженерной профессии, интернационализацией рынка труда и других современных мировых тенденций.

12 Основными особенностями нового Стандарта ООП ТПУ являются: ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения (Learning Outcome-based Approach) при разработке, реализации и оценке качества образовательных программ ; использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System) для оценки компетенций, а также дидактических единиц программы (модулей, дисциплин), обеспечивающих их достижение ;

13 учет требований международных стандартов ISO 9001:2000, е вропейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area) ; учет требований национальных и международных критериев качества образовательных программ ( требований АИОР, согласованных с Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и др.).

14 При проектировании образовательных программ в ТПУ в полной мере учитываются критерии АИОР, в частности, перспективные требования к профессиональным и универсальным (личностным) компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго уровней, подготовленных к решению соответственно комплексных и инновационных инженерных проблем.

15 Комплексная инженерная проблема : охватывает широкий спектр различных инженерно-технических и других вопросов ; не имеет очевидного решения, требует оригинального анализа и построения абстрактных моделей ; требует для своего решения применения аналитического подхода, основанного на фундаментальных принципах ;

16 включает задачи, находящиеся за пределами стандартных решений ; охватывает различные группы заинтересованных сторон с широким набором требований, в том числе противоречивых ; имеет значительные контекстные последствия ; является сложной и многокомпонентной.

17 Комплексная инженерная деятельность, к которой в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями АИОР должны быть подготовлены бакалавры в области техники и технологий: направлена на решение комплексных инженерных проблем в области техники и технологий (исследования, разработка, проектирование, конструирование, производство, применение и утилизация) ; осуществляется с использованием различных ресурсов (человеческих, финансовых, материальных, информационных).

18 Инновационная инженерная проблема: является специализированной и предполагает глубокое изучение инженерно-технических и других вопросов ; не имеет однозначного решения, требует глубокого анализа и построения моделей высокого уровня ; фокусируется, как правило, на целевой группе заинтересованных сторон ; имеет существенные контекстные последствия ; является многоуровневой.

19 Инновационная инженерная деятельность, к которой должны быть подготовлены дипломированные специалисты и магистры в области техники и технологий, характеризуется следующим: направлена на решение инновационных инженерных проблем в области техники и технологий (исследования, разработка, проектирование, конструирование, производство и применение новой конкурентоспособной продукции) ;

20 осуществляется с использованием соответствующих ресурсов (человеческих, финансовых, материальных и мировых информационных) ; предполагает творческое использование глубоких междисциплинарных знаний, умений и компетенций.

21 В соответствии с перспективными требованиями АИОР, согласованными на первом уровне программ (бакалавриат) с Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies, а на втором уровне программ (специалитет, магистратура) с EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes, выпускники должны демонстрировать готовность:

22 1. Профессиональные компетенции: 1.1. Фундаментальные знания Бакалавр: Применять базовые и специальные математические, естественно-научные, социально-экономические и профессиональные знания в широком (в том числе междисциплинарном) контексте в комплексной инженерной деятельности. Магистр, специалист: Применять глубокие математические, естественно- научные, социально- экономические и профессиональные знания в междисциплинарном контексте в инновационной инженерной деятельности.

Инженерный анализ Бакалавр: Ставить и решать задачи комплексного инженерного анализа с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов и моделей. Магистр, специалист: Ставить и решать инновационные задачи инженерного анализа с использованием глубоких фундаментальных и специальных знаний, аналитических методов и сложных моделей в условиях неопределенности.

Инженерное проектирование Бакалавр: Выполнять комплексные инженерные проекты с применением базовых и специальных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений. Магистр, специалист: Выполнять инновационные инженерные проекты с применением глубоких и принципиальных знаний, оригинальных методов проектирования для достижения новых результатов, обеспечивающих конкурентные преимущества в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений.

Исследования Бакалавр: Проводить комплексные инженерные исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и специальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов. Магистр, специалист: Проводить инновационные инженерные исследования, включая критический анализ данных из мировых информационных ресурсов, сложный эксперимент, формулировку выводов в условиях неоднозначности с применением глубоких и принципиальных знаний и оригинальных методов для достижения требуемых результатов.

Инженерная практика Бакалавр: Выбирать и использовать на основе базовых и специальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения комплексной практической инженерной деятельности с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений. Магистр, специалист: Создавать и использовать на основе глубоких и принципиальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения практической инновационной инженерной деятельности в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений.

Ориентация на работодателя Бакалавр: Демонстрировать особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов комплексной инженерной деятельности в области специализации (научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная и др.) на предприятиях и в организациях – потенциальных работодателях, а также готовность следовать их корпоративной культуре. Магистр, специалист: Демонстрировать особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов инновационной инженерной деятельности в области специализации (научно- исследовательская, производственно- технологическая, организационно- управленческая, проектная и др. ) на предприятиях и в организациях – потенциальных работодателях, а также готовность следовать их корпоративной культуре.

28 2. : 2. Универсальные (личностные) компетенции: Проектный и финансовый менеджмент Бакалавр: Использовать базовые и специальные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, для ведения комплексной инженерной деятельности. Магистр, специалист: Использовать глубокие и принципиальные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, а также международного менеджмента для ведения инновационной инженерной деятельности.

Коммуникации Бакалавр: Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности. Магистр, специалист: Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, активно владеть иностранным языком, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты инновационной инженерной деятельности, в том числе на иностранном языке.

Индивидуальная и командная работа Бакалавр: Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных задач. Магистр, специалист: Эффективно работать индивидуально, в качестве члена и руководителя группы, в том числе междисциплинарной и международной, с ответственностью за работу коллектива при решении инновационных инженерных задач.

Профессиональная этика Бакалавр: Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения комплексной инженерной деятельности. Магистр, специалист: Демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения инновационной инженерной деятельности.

Социальная ответственность Бакалавр: Демонстрировать знание общественных, правовых, культурных и экологических аспектов комплексной инженерной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и устойчивого развития. Магистр, специалист: Демонстрировать глубокое знание общественных, правовых, культурных и экологических аспектов инновационной инженерной деятельности, компетентность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и устойчивого развития.

Обучение в течение всей жизни Бакалавр, магистр, специалист: Осознавать необходимость и демонстрировать способность к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию в инженерной профессии.

34 Т ПУ при проектировании двухуровневых программ подготовки бакалавров и магистров в области техники и технологий активно использует приведенные выше общие требования к их компетенциям, дополненные требованиями ФГОС ВПО и работодателей по конкретным направлениям,

35 и рекомендует вузам учитывать данные требования для успешной последующей аккредитации программ в АИОР, что обеспечит их европейское и мировое признание авторитетными организациями European Network for Accreditation of Engineering Education и Washington Accord и позволит выпускникам в дальнейшем получить международную сертификацию и регистрацию в качестве «профессиональных инженеров» в FEANI и EMF, соответственно.

36 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !