Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.
Advertisements

Фонетические единицы языка.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
ТРИ АСПЕКТА ЗВУКОВОЙ РЕЧИ ЗВУК АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект: звук - колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ.
Строение и функции дыхательной системы. Общий план строения органов дыхания.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Основы ЛОГОПЕДИИ Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.
Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
1 Система органов дыхания человека Урок биологии в 9 классе.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Презентация выполнена ученицей 5 «В» класса МОУ «Петуховская СОШ 1» Волосниковой Оксаной.
Давайте пожелаем друг другу……. ы н е Д х и а Тема урока: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека.»
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Подготовила: директор МКОУ УМОЦ, учитель-логопед Григорьева Н.В. ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Правильная артикуляция сонорных звуков учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н. г.Новокузнецк Методическое объединение воспитателей логопедических.
Транксрипт:

Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.

ЛИТЕРАТУРА 1.Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении // Хрестоматия по истории русского языкознания. М., Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении // Хрестоматия по истории русского языкознания. М., 1973.

1.Понятие о звуке речи Звук речи – это минимальная, исторически сложившаяся, далее не делимая чувственным восприятием звуковая единица. Звук речи – это минимальная, исторически сложившаяся, далее не делимая чувственным восприятием звуковая единица. Звук Звукобъективенматериален не имеет значения

2.Природа, признаки и функция звуков Звуки – это неделимые, но очень сложные единицы, которые состоят из целого ряда компонентов или имеют определённый набор признаков. Звуки – это неделимые, но очень сложные единицы, которые состоят из целого ряда компонентов или имеют определённый набор признаков. Поэтому самостоятельность любого звука обусловливается совокупностью его индивидуальных признаков. Поэтому самостоятельность любого звука обусловливается совокупностью его индивидуальных признаков.

Признаки звуков ФизиологическиеАкустические

Функции звуков Производящая функция состоит в том, что звуки являются строительным материалом, из которого строятся звуковые оболочки слов и морфем. Производящая функция состоит в том, что звуки являются строительным материалом, из которого строятся звуковые оболочки слов и морфем. Перецептивная функция заключается в том, что звуки являются объектом слухового восприятия и доводят до слуха материальную оболочку слов и морфем. Перецептивная функция заключается в том, что звуки являются объектом слухового восприятия и доводят до слуха материальную оболочку слов и морфем. Сигнификативная функция опирается на дифференциальные признаки звуков и заключается в разграничении значения слов и морфем: например, дом – том – тон ([д] – [т], [м] – [н]). Сигнификативная функция опирается на дифференциальные признаки звуков и заключается в разграничении значения слов и морфем: например, дом – том – тон ([д] – [т], [м] – [н]).

3.Три аспекта изучения звуковой стороны языка Анатомо-физиологический; Анатомо-физиологический; акустический; акустический; функциональный (лингвистический). функциональный (лингвистический).

Анатомо-физиологический аспект изучения звуков речи Звук является результатом работы центральной нервной системы. Изучение звуков с точки зрения работы органов речи, участвующих в произнесении звука Звук является результатом работы центральной нервной системы. Изучение звуков с точки зрения работы органов речи, участвующих в произнесении звука

Устройство речевого аппарата 1)дыхательный аппарат (грудная клетка, диафрагма, лёгкие, бронхи, дыхательное горло – трахея); 2) гортань (трубка из хрящей и мускулов и 2 пучка голосовых связок, которые образуют голосовую щель); 3) надгортанные полости (полость глотки, носа, рта, в которой выделяется маленький язычок – увула, мягкое нёбо, иначе нёбная занавеса, твёрдое нёбо, альвеолы, зубы, язык, губы).

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ 1 твердое небо; 2 альвеолы; 3 верхняя губа; 4 верхние зубы; 5 нижняя губа; 6 нижние зубы; 7 передняя часть языка; 8 средняя часть языка; 9 задняя часть языка; 10 корень языка; 11 голосовые связки; 12 мягкое небо; 13 язычок; 14 гортань; 15 трахея. 1 твердое небо; 2 альвеолы; 3 верхняя губа; 4 верхние зубы; 5 нижняя губа; 6 нижние зубы; 7 передняя часть языка; 8 средняя часть языка; 9 задняя часть языка; 10 корень языка; 11 голосовые связки; 12 мягкое небо; 13 язычок; 14 гортань; 15 трахея.

Работа голосовых связок Связки участвуют в образовании звуков русского языка четырьмя способами: Связки участвуют в образовании звуков русского языка четырьмя способами: 1.Голосовые связки предельно напряжено, активно работают и производят сильный голос – голос – гласный звук. 1.Голосовые связки предельно напряжено, активно работают и производят сильный голос – голос – гласный звук. 2.Голосовые связки напряжены не до предела, работают менее активно и производят менее сильный голос – голос + шум – согласный (сонорный). 2.Голосовые связки напряжены не до предела, работают менее активно и производят менее сильный голос – голос + шум – согласный (сонорный). 3.Голосовые связки слабо напряжены, работают неактивно и производят слабый голос – шум + голос – согласные (звонкие). 3.Голосовые связки слабо напряжены, работают неактивно и производят слабый голос – шум + голос – согласные (звонкие). 4.Голосовые связки расслаблены, не работают, не производят голоса – шум – глухие согласные. 4.Голосовые связки расслаблены, не работают, не производят голоса – шум – глухие согласные.

Понятие артикуляции Артикуляция (от латинского articulatio – articulare «членораздельно выговаривать») – это работа, которую совершают органы речи, для образования звука. Состоит из: Артикуляция (от латинского articulatio – articulare «членораздельно выговаривать») – это работа, которую совершают органы речи, для образования звука. Состоит из: приступа (экскурсии); приступа (экскурсии); выдержки; выдержки; отступа (рекурсии). отступа (рекурсии).