Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация гласных звуков. 3.Классификация согласных звуков. Литература: Виноградов В.А. Консонантизм и вокализм русского языка, практическая фонология. М., 1971.
Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 1.В основе образования гласных лежит активная работа голосовых связок. Для согласных характерна активная работа органов речи в полости рта. 2. В роли основы гласного звука выступает голос, основу согласного звука составляет – шум как следствие преодоления воздухом преграды в полости рта. 3. Гласные образуются слабым напором воздушной струи, согласные сильным, так как воздуху нужно преодолеть преграду в ротовой полости. 4.При образовании гласных все органы полости рта напряжены равномерно. При образовании согласного звука напряжены те органы речи, в области которых образуется преграда, которую должен преодолеть воздух.
Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 5.При образовании гласных воздушная струя не встречает на пути никаких преград, при образовании согласных – воздушная струя должна преодолеть преграду на своём пути в полости рта. 6.Гласные могут звучать с большей или с меньшей силой, что позволяет им быть носителями ударения. Согласные произносятся всегда с одинаковой силой. 7.Большая сила произнесения даёт возможность гласным образовывать слог, т.е. гласные являются слогообразующими в русском языке. Согласные в силу своей малой звучности не способны образовывать слог в русском языке. Система гласных называется вокализмом, согласных – консонантизмом.
Классификация гласных звуков Степень подъёма языка и напряжённости Место подъёма языка и лабиализация Передний ряд (нелабиализован.) Средний ряд (нелабиализован. Задний ряд (лабиализован.) Верхний подъём (напряжённые) [и][ы] [у] Средний подъём (средние) [э][э][э][э] [о][о][о][о] Нижний подъём (открытые) [а]
Классификация согласных звуков русского языка 1) В зависимости от степени участия голоса и шума; 2) по месту образования шума, или по месту преодоления преграды; 3) по способу образования шума, или по способу преодоления преграды; 4) по наличию или отсутствию смягчения.