Августовская конференция педагогических работников ЗАТО Северск «Стратегии интенсификации развития системы образования ЗАТО Северск» августа 2013г. Ниякина Алла Анатольевна, методист МАУ ЗАТО Северск «РЦО»
- степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям - и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, - в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Статья 2, п. 29 закона Об образовании в РФ)
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования;…
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.
2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации. 6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры оценки (и (или) самооценки учреждением) качества дошкольного образования, представленная совокупностью (комплексом) параметров.
1 группа. Параметры, характеризующие соответствие основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООПДО) требованиям действующих нормативных правовых документов. 2 группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов. 3 группа. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов. 4 группа: Параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения
1) На локальном уровне (уровне образовательного учреждения) – в виде самооценки (самообследования и самоанализа). Процедура оценки – организованная система мониторинга: - как наблюдение за собственной деятельностью (по разработке и реализации ООПДО, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития; - как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООПДО, ее соответствии нормативным требованиям.
На муниципальном уровне – в виде контроля качества дошкольного образования. Процедура оценки – мониторинг: - как система контроля (проверок) и оценки деятельности муниципальных образовательных учреждений со стороны муниципальных органов управления образованием и (или) учредителей; - как наблюдение за деятельностью муниципальных образовательных учреждений (по разработке и реализации ООПДО, условий ее реализации, результатов ее освоения, работы с основными потребителями услуг) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития; - как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООПДО в муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с целями и видами контроля могут осуществляться комплексные и тематические проверки. В результате комплексной проверки осуществляется комплексная оценка деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений на предмет ее соответствия требованиям нормативных правовых документов и ожиданиям основных потребителей услуг.
Основанием тематической проверки являются один или несколько параметров, характеризующих качество дошкольного образования. В результате тематических проверок оценивается состояние отдельных сторон деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений на предмет их соответствия требованиям нормативных правовых документов (например, при проведении внеплановых проверок на основании обращения граждан РФ) и ожиданиям основных потребителей услуг.
Технология оценки третьей группы параметров («Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов») применима только на локальном уровне (уровне образовательного учреждения). В соответствии со спецификой дошкольного образования адекватной формой оценки результатов освоения ООПДО является система мониторинга, основным методом которой служит длительное наблюдение за ребенком. Данный метод, по определению, трудно применим для участников процедуры оценки муниципального уровня.
Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования – шкалирование по степени их соответствия требованиям нормативных документов с использованием балльной шкалы: - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 2 балла; - частичное соответствие – 1 балл; - несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов.
По отношению к измерению четвертой группы параметров используется следующая бальная шкала: - полностью удовлетворен - 3балла; - скорее удовлетворен, чем не удовлетворен– 2 балл; - скорее не удовлетворен, чем удовлетворен – 1 балл; - не удовлетворен – 0 баллов
Предложенная форма оценочного листа является примерной. В нее могут быть внесены дополнения, например, дополнительные параметры, характеризующие качество дошкольного образования с учетом специфики условий его осуществления. Исключение каких-либо параметров из предложенной формы оценочного листа не допускается, так как предмет оценки – соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов (или проектов нормативных правовых документов).
Спасибо за внимание! Задание рабочим группам: - проанализируйте предложенные вам параметры и подпараметры оценки качества дошкольного образования; - экспертно оцените уровень существующей на сегодняшней день действительности по каждому критерию