Ресурсы деловой этики в разрешении внутриорганизационных кризисов Елена Аксенова, МГУ им. М.В.Ломоносова
Организационный кризис Кризис - разрыв между требованиями новой ситуации и существующим у организации инструментарием решения проблем. Оргкультурный аспект кризиса связан с 2 типами задач, решаемых Корпоративной культурой (Э. Шайн): Внешняя адаптация - инструментальные аспекты оргкультуры (типы и способы решения задач) Внутренняя интеграция – социо- эмоциональные аспекты оргкультуры (нормы и ценности, лежащие в основе коммуникации и взаимодействия).
Внутриорганизационный кризис -связан с несоответствием сложившихся норм корпоративной культуры требованиям новой ситуации (или видимому будущему организации) -кризис – это ресурс развития. -Проблема : как проектировать эффективные стратегии преодоления (предотвращения) кризиса?
Проблемы деловой этики во внутриорганизационном кризисе 1.Моральные нормы – это средство удержания собственной идентичности, что обуславливает, в большей степени, ассоциированность субъекта в прошлом (сообщение: « я сейчас тот же, что и вчера!!!» )
2. Кризис в сфере коммуникативных норм очень эмоционально нагружен и травматичен для личности, что обуславливает низкую рефлексивность : Избирательность и искаженность информации о ситуации Спонтанность и скорость действий Традиционность действий ( сообщение: « я хочу скорее выйти из этой ситуации!!!» )
3. Кризис – это дискомфорт для личности. Существует несколько типовых способов поведения в ситуации дискомфорта (П.Н.Шихирев) Реактивность – спонтанность реакций Адаптивность – приспособление к новой ситуации Проактивность – предугадывание будущей ситуации Интерактивность – управление будущей ситуацией
Пространство проектирования стратегий поведения в кризисе Рефлексивность Интуитивность Ассоциированность в прошлом Ассоциированность в будущем Адаптивность Проактивность Фактор 3 - ассоциированность Фактор 1 -осознанность Фактор 2 - позиция
Проблемы технологического обеспечения процесса проектирования Фактор 1 - осознанность – как помочь осознанию эмоционально тяжелых ситуаций? ( преодоление защитных механизмов ) Фактор 2 - позиция – как перевести личность в активную программирующую позицию? Этический выбор сегодня: Управляет ЗАВТРА организации! или Закрепляет ВЧЕРА организации!!! (использование развивающего ресурса кризиса) Фактор 3 - ассоциированность – как понять какие моральные нормы будут продуктивны для будущего компании? (чем качественно будущее отличается от прошлого)
Елена Анатольевна Аксенова кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (095)