ТПП Москва, 02 февраля 2006 г. Глобальные действия по снижению выбросов парниковых газов и их значение для климатической политики в России (Результаты КС-11/СС-1 и их последствия) Руководитель Российской климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Олегович Кокорин, WWF – России,
Как можно планировать «углеродный» бизнес после 2012 г. и обеспечить преемственность использования единиц выбросов ? Какой может быть позиция России на переговорах по будущему международному соглашению ? Как участвовать в различных климатических инициативах вне Киотского протокола (Азиатско-тихоокеанский пакт и др.) ?
Главные результаты КС-11/СС-1 Приняты Марракешские соглашения – свод подзаконных актов КП Образованы и начали работу рабочие органы КП (в том числе Наблюдательный комитет ПСО) Начат переговорный процесс по будущим обязательствам
Перспективы рынка ПСО/МЧР МЧР уже работает на практике. 39 проектов официально зарегистрированы и выполняются, 34 из них были начаты в последние полгода. В ближайшие месяцы ожидается утверждение еще около 90 проектов, на которые уже поданы заявки. Всего ожидается от 500 до 700 проектов МЧР, которые позволят снизить выбросы парниковых газов на млн. т СО 2. Объем «углеродных» инвестиций в эти проекты составит примерно 3 млрд. евро. Общий объем проектных инвестиций будет в 6-10 раз больше (выступление председателя ИК МЧР, Канада, на пленарном заседании КС-11/СС-1 30 ноября 2005 г.) ЕС заявил о намерении приобрести до 520 млн. тонн СО 2 сокращений выбросов, выделив на это 2,7 млрд. евро (выступление председательствующей Великобритании на пленарном заседании КС-11/СС-1 30 ноября 2005 г.)
Какие могут быть меры к 2050 году ? (умозрительный пример стабилизации на уровне 3 град. С, его нельзя считать экологически «чистым») Для снижения на 25 млрд. СО2/г. в 2054 г. должно быть ОДНОВРЕМЕННО СДЕЛАНО СЛЕДУЮЩЕЕ (Socolow 2004, Environment Canada, 2005) - Угольные станции общей мощностью 1400 ГВт «переведены» на газ (ЭТАП 1) сейчас общая выработка электроэнергии 17 ТВт-час в год (1600 ГВт мощности) - организовано улавливание и захоронение выбросов СО2 от электростанций общей мощностью 800 ГВт. (ЭТАП 2) - в 70 раз увеличена выработка электроэнергии на ветровых станциях (БИО-, ?) - 2 миллиарда автомашин переведены на водород - в 10 раз увеличена выработка электроэнергии на атомных станциях (??) - в 2 раза увеличены объемы лесовосстановления - прекращено сведение тропических лесов После 2030 г. основные действия должны быть в развивающихся странах сейчас Киотский протокол «охватывает» 35%, США ~20% всех выбросов
Идеи и предложения к позиции России по будущим обязательствам Поддержка принципа cap-and-trade с расширением числа стран и максимальным сохранением «Киотского багажа» квот Сдержанное отношение к удельным обязательствам (выбросы ПГ на единицу ВВП), вероятно, России будет не сложно их выполнить, но не ясно какими будут экономические и экологические выгоды таких обязательств. Удельные обязательства больше подходят для развивающихся стран, не имеющих хороших перспектив в торговле квотами Воздержаться от поддержки «полного учета стоков» (в том виде как это сегодня предлагают): в России нетто-поглощение лесами (и почвами) может быть совсем невелико или даже отрицательно; таяние мерзлоты может привести к потоку метана в атмосферу (по порядку величины 10-30% от всего антропогенного выброса СО 2 в атмосферу). России важно «выбрать» лесными проектами квоту по статье 3.4 КП (605 МтСО2 за гг., что приведет к «экономии» ЕУК на будущее) и сохранить в будущем тот же принцип обязательств по стокам
Азиатско-тихоокеанский пакт января Сидней Представлен как «новая модель» международного сотрудничества передача технологий и соответствующие совместные проекты (межправительственные ?) 8 рабочих групп: более «чистое» сжигание топлива, возобновляемая энергетика, производство и передача энергии, сталь, алюминий, цемент, добыча угля, строительство и оборудование зданий) каждая группа оценит состояние дел и разработает пилотные демонстрационные проекты, желательно к середине 2006 г. Развитые страны определят их финансирование данной деятельности. Австралия: 1,8 млрд. на «климат», в т.ч. 500 млн. на технологии с низкими выбросами и 200 млн. на возобновляемые источники.
Выводы Есть все международные условия для выполнения Киотского протокола Нет серьезного риска прекращения «углеродного» бизнеса после 2012 г. Нет риска ликвидации рыночных механизмов и возврата к административным методам регулирования на международном уровне Масштабы и эффективность «углеродного» бизнеса зависят от типа обязательств на период после 2012 г. (лучше всего «cap-and-trade») и вовлечения развивающихся стран «Сильные» обязательства (например, к 2020 г. -15% от уровня 1990 г., а также глобальная система торговли) нужны и экологическим организациям и передовому «углеродному» бизнесу России.