Москва, Финансовая стабилизация и технологическая модернизация тяжелого машиностроения (На примере Машиностроительной корпорации «Уралмаш»)
2 Клиенты МК «Уралмаш»: Крупнейшие корпорации: Металлоинвест, ЕвразХолдинг, ММК, Северсталь, УГМК, Норильский никель, Евроцемент-групп, Arcelor Mittal, Visakhapatnam Steel Plant, Северный ГОК, Казхром и другие компании многих стран мира. Машиностроительная Корпорация «Уралмаш»- ведущее отечественное предприятие тяжелого машиностроения. Создана в 2007 году. Общая численность персонала около 14 тысяч человек. Продукция: Металлургическое оборудование Экскаваторы Дробильно-размольное оборудование Тяжелые краны Буровые установки Перегрузочно-усреднительное оборудование Портфель заказов
3 Рост портфеля заказов к началу 2007 г. в 4,5 раза Рост выручки к 2007 г. на 30%. Достижение рентабельности УЗТМ впервые за много лет. Разработана долгосрочная инвестпрограмма, обеспечивающая конкурентоспособность корпорации. Развитие бизнеса на конец сентября 2008 г.: Сокращение платежей клиентов в 2 раза. Резкое ограничение (в разы) доступа к краткосрочным кредитам по рентабельной стоимости. Отсутствие доступа к долгосрочному кредиту. Ситуация в 4 квартале 2008 г.:
4 Для отечественного тяжелого машиностроения возникают системные риски Необходимость резкого сокращения ФОТ, в т.ч. за счет сокращения персонала. Возникает системный риск потери костяка коллектива (уникальных ключевых специалистов – конструкторов, технологов, станочников больших станков) Вследствие полной остановки ремонтов и инвестиций в условиях предельной изношенности производственных мощностей возникает системный риск для восстановления производства после кризиса. Сокращение рынка, доступа к финансовым ресурсам, производства в разы вследствие «инвестиционного мультипликатора» - значительно более резкого сокращения инвестиций потребителей в результате сокращения их производства
5 В России, богатой природными ресурсами, тяжелое машиностроение – «становой хребет» независимой экономики: оно обеспечивает устойчивое развитие целого ряда приоритетных отраслей (нефтегазовой, горно-металлургической и др.), генерирующих около 80% бюджетных доходов. Конкурентоспособность отечественных предприятий под угрозой. На рынке металлургического и бурового оборудования иностранные производители уже заняли свыше 70%. По другим продуктам также опасно возросла доля импорта. Это обусловлено: Отсутствием систематических инвестиций в инжиниринг; Устаревшим и изношенным оборудованием. Стратегическая необходимость господдержки тяжелого машиностроения Во всех странах с развитым тяжелым машиностроением эта отрасль пользуется серьезной господдержкой, поскольку является не только бизнесом, но и инструментом национальной политики.
6 Еще до кризиса: В разгар кризиса необходимы: Стабилизационные кредиты для сохранения стратегически важных предприятий Долгосрочные кредиты на ключевые инвестиции в развитие конкурентоспособности Значительные преференции отечественному тяжелому машиностроению в рамках государственной поддержки инвестиционных программ ТЭКа, металлургии и т.д. Налоговые льготы на период кризиса Правительство РФ откликнулось на инициативу Союза Машиностроителей о господдержке отечественного тяжелого машиностроения: подписано распоряжение о разработке соответствующей программы на базе отраслевой Стратегии развития. Ряд мер сохранения отрасли должен носить срочный, «пожарный» характер: Направления господдержки тяжелого машиностроения в условиях кризиса
7 Если отечественное тяжелое машиностроение останется без поддержки во время еще одного кризиса (после едва наметившегося восстановления от экономической разрухи 90-х годов) – отрасль рискует утратить остатки конкурентоспособности, ее воссоздание придется осуществлять «с чистого листа», с многократным перерасходом ресурсов и времени, серьезными макроэкономическими и политическими рисками.