Кредитные рейтинги регионов и муниципалитетов А.Ю. Проклов Вице-президент, старший аналитик Moodys Interfax Rating Agency А.Ю. Проклов Вице-президент, старший аналитик Moodys Interfax Rating Agency 19 апреля 2007 года
2 Роль кредитных рейтингов, методика их присвоения
3 Что такое кредитный рейтинг? Рейтинг – это мнение Moodys относительно способности и готовности эмитента осуществлять своевременные платежи по долговым обязательствам Рейтинг учитывает показатели развития региональной экономики, социальную и демографическую ситуацию, результаты исполнения бюджета, долговую политику, качество управления Рейтинг учитывает также особенности существующего распределения полномочий между уровнями власти, возможность поддержки со стороны федерального центра Рейтинг предназначен для широкого круга инвесторов, методология его присвоения является открытой и публичной
4 Как финансовый рынок использует рейтинги Инвесторы используют рейтинги в качестве инструмента для оценки кредитного риска обязательств с фиксированным доходом Инвесторы используют рейтинги для установления параметров инвестиций, а также как средство для расширения своих операций на тех или иных рынках или с теми или иными долговыми инструментами Рейтинги помогают облегчить эмитентам доступ на финансовый рынок
5 Какие факторы рассматриваются при присвоении кредитного рейтинга Кредитный рейтинг учитывает как собственные показатели кредитоспособности региональной или местной администрации, так и оценку вероятности чрезвычайной поддержки со стороны правительства более высокого уровня для предотвращения дефолта При этом учитываются: a) базовая оценка кредитного риска региональной или местной администрации; b) кредитный рейтинг администрации, оказывающей поддержку; c) оценка взаимозависимости дефолтов этих двух администраций; d) оценка вероятности поддержки со стороны вышестоящего правительства.
6 Основные группы факторов, учитываемые при базовой оценке кредитного риска Страновые характеристики Институциональная среда Финансовое состояние и финансовые показатели Долг Политические риски и и состояние управления
7 Основные группы факторов, учитываемые при оценке взаимозависимости дефолтов Межбюджетные трансферты в структуре доходов региональной администрации Степень пересечения источников налоговых доходов рейтингуемой администрации и вышестоящей администрации Степень интегрированности экономики региона в национальную экономику
8 Оценка вероятности поддержки со стороны вышестоящего правительства Институциональная среда (т.е. правовое регулирование в данной юрисдикции) Случаи предоставления поддержки в прошлом Индивидуальные характеристики (политические отношения с вышестоящим правительством, роль в национальной экономике, особенности структуры долга и пр.), способные повлиять на предоставление поддержки
9 Текущие рейтинги регионов и муниципалитетов, основные тенденции
10 Рейтинги растут, Москва и С.-Петербург имеют рейтинги инвестиционного уровня Рейтинги всех рейтингуемых регионов и муниципалитетов были заметно повышены в течение последних лет Москва и Санкт-Петербург имеют кредитные рейтинги на инвестиционном уровне – Baa1 и Baa2, соответственно Дальнейший рост рейтингов будет зависеть от диверсификации региональных экономик, роста качества управления бюджетом и долгом, развития межбюджетных отношений
11 Текущие рейтинги регионов и муниципалитетов Кредитные рейтинги по глобальной шкале Кредитные рейтинги по национальной шкале г. МОСКВАBaa1Aaa.ru г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГBaa2Aaa.Ru РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАНВа1- РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАНВа1- ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬВа1Aa1.ru САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬВа1Aa1.ru МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬBa2- РЕСПУБЛИКА КОМИBa2- ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ-Aa1.ru ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ-Aa1.ru УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА-Aa1.ru ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ-Aa2.ru РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-Aa2.ru ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКАBa2Aa2.ru ОДИНЦОВСКИЙ РАЙОН, (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)-Aa3.ru
12 Факторами, поддерживающими кредитоспособность, являются: Стабильность российской экономики и финансов, снижение вероятности системного кризиса, рост кредитоспособности федерального правительства Быстрый рост доходов региональных и муниципальных бюджетов, расширение налогового потенциала Более четкое разграничение полномочий между уровнями власти Сдержанная и более профессиональная долговая политика Улучшение качества управления бюджетом
13 Разграничение полномочий снижает институциональные риски Разграничение доходных источников и расходных полномочий между местным и субфедеральным уровнем является долгосрочным фактором Подавляющее большинство регионов начали реформу местного самоуправления с 2006 года Риски, связанные с передачей исполнения муниципальных бюджетов на поселенческий уровень, пока отложены
14 Позитивным фактором является продолжение бюджетной реформы Выделение в составе расходов бюджета действующих и принимаемых обязательств Переход на трехлетний бюджет Усовершенствование межбюджетных отношений Упорядочение бюджетных инвестиций
15 Несмотря на рост заимствований, долговая политика в целом достаточно сдержанна Практически все субъекты Федерации, имеющие кредитные рейтинги, сохраняют низкий или умеренный уровень долга Рынок региональных займов растет, его развитие сопровождается снижением процентных ставок Рынок ценных бумаг расширяется, однако Москва по- прежнему доминирует по объему заимствований среди регионов, имеющих рейтинги
16 Факторами, оказывающими сдерживающее влияние на рейтинги, являются: Недиверсифицированность доходов бюджетов, свойственная для большинства субъектов РФ, ограниченность собственной налоговой базы Риск финансовой и экономической нестабильности в общероссийском масштабе, способный обусловить снижение доходов региональных бюджетов Возможность ускорения роста текущих расходов на заработную плату и социальные выплаты Риск быстрого роста долга, плохая или недостаточная кредитная история
17 В частности, существенным сдерживающим фактором остается концентрация доходов Концентрация налоговых доходов на одной отрасли или компании у большинства регионов, имеющих рейтинги, по- прежнему существенна У субъектов РФ с концентрацией доходов в черной металлургии могут реализоваться риски цикличности отрасли Субъекты РФ с концентрацией доходов в нефтегазовом секторе могут столкнуться с ухудшением конъюнктуры мирового рынка углеводородов
18 Кроме того, в ближайшие годы могут проявиться риски роста текущих расходов и долга Возможно ускорение роста негибких текущих расходов под влиянием растущих социальных расходов и инициируемых центром повышений заработных плат Нарастающие потребности в финансировании инфраструктуры могут обусловить несбалансированность бюджетов и рост заимствований
19 Аналитические контакты Александр Проклов, вице-президент/старший аналитик Moodys Interfax Rating Agency – Тел.: /факс: – Эл. почта: Илона Дмитриева, вице-президент/старший аналитик, Группа субнациональных администраций Moodys Investors Service – Тел.: /факс: – Эл. почта: Деловые контакты Алексей Сажин, генеральный директор Moodys Eastern Europe - Тел.: /факс: Эл. почта: Александр Иевлев, менеджер управления по развитию бизнеса Moodys Investors Service - Тел.: Ив Лемэй, Управляющий директор, Группа субнациональных администраций Moodys Investors Service - Тел.: /факс: Эл. почта: