Проблемы стандартизации профессиональной деятельности руководителей бизнеса и подходы к их решению Докладчик - ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор Национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Стандартизация этических аспектов деятельности руководителей высшего звена организации как инструмент повышения управляемости компании. (Опыт системы.
Advertisements

Опыт создания региональных/отраслевых систем развития профессиональных квалификаций на базе профессиональных стандартов ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Стратегический инструмент в кадровых технологиях Докладчик - ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор Национального центра сертификации управляющих
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Механизм д ополнения учебных планов модульными программами, разработанных на основе профессионального стандарта ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор Национального.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Направление «Менеджмент» Состав. Структура. Профили Высшая школа экономики, Пермь,
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ГРУППА КОМПАНИЙ «ТРАЙПЛ» Руслан Тарусин Заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Транксрипт:

Проблемы стандартизации профессиональной деятельности руководителей бизнеса и подходы к их решению Докладчик - ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор Национального центра сертификации управляющих канд.психол.наук, доцент р. (495) , м

Основные проблемы качества трудовых ресурсов подготовка специалистов не соответствует требованиям работодателей: по содержанию по численности обученных по профессиям; по изменяющимся требованиям к профессиям доводка специалистов в организациях – процедура затратная; в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных и бизнес компетенций; применение требований корпоративных или международных стандартов при обучении работников в организациях в целом не меняет ситуации, т.к. они являются отражением экономики других стран, отдельных организаций. слабая связь между профессиональными достижениями и уровнем оплаты труда

Проблемы взаимодействия рынка труда и сферы образования Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий (устаревшая) Классификация в образовании Образовательные стандарты Сертификация, аттестация Механизмы обратной связи отсутствуют Слабое взаимодействие

Что такое профессиональный стандарт Профессиональный стандарт (ПС) представляет собой подробную характеристику измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженную в терминах компетенций. Профессиональные стандарты необходимы для: обеспечения качества профессиональной деятельности в профессиональной области на основе единых требований к выполняемым функциям; формирования стандартов профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях; разработки механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации); формирования национальной рамки и системы квалификаций.

5 Внедрение инновационного механизма взаимодействия рынка труда и сферы образования Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессиональные сообщества Система профессионального образования, бизнес образование (учебные программы) Классификация профессий Классификация специализаций в образовании Образовательные стандарты -ФГОС Сертификация (вне организации) Профессиональные стандарты - ПС эксперты Национальная рамка квалификаций (НРК) Согласование (экспертиза) ФГОС на основе ПС Итоговая аттестация, диплом Отбор, аттестация (в организации) Обратная связь

6 Механизм взаимодействия СДСУ с бизнесом и сферой образования Собственники, руководители и топ – менеджеры компаний ПКД «Президент», НП«Внешторгклуб», НП «Экспертный клуб», АНД и др. АНХ, ГУУ, РУДН, РЭА и др., консалтинговые агентства, НИСКУ, консультанты, тренера (модульные программы под ед. стандарта) Общественное обсуждение стандарта УМО в области менеджмента Образовательный стандарт -ФГОС Сертификация по ПСУ (RU), по NQF (EU-RU) (Европейский Экономический Комитет) Профессиональный стандарт - ПС эксперты РСПП (утверждение) Экспертиза ФГОС на соответствие ПС Результат обучения Открытый реестр сертифицированных управляющих СДСУ Обратная связь по качеству - деятельность СДСУ Зарубежные партнеры РСПП - Минобразования (совместная комиссия по ФГОС) эксперты

Государственная и бизнес системы образования ( обучение ) – тренера, коучи Назначение стандарта 8 квалификационный уровень 7 квалификационный уровень 6 квалификационный уровень 5 квалификационный уровень 4 квалификационный уровень Модульные программы повышения квалификации 8 квал.ур. Национальная рамка квалификации Модульные программы повышения квалификации на 7 квал.ур. Модульные программы повышения квалификации на 6 квал.ур. Модульные программы повышения квалификации на 5 квал.ур. Модульные программы повышения квалификации на 4 кв.ур. Сертификат соответствия (8 квал.ур.) Сертификат соответствия (7 квал.ур.) Сертификат соответствия (6 квал.ур.) Сертификат соответствия (5 квал.ур.) Сертификат соответствия (4 квал.ур.) Профессиональный стандарт управляющего Система сертификации ( оценка подтверждение ) – эксперты СДСУ менеджер

РСПП (общие правила регистрации и обсуждения ПС) Система сертификации СДСУ (администрирование) Профессиональные сообщества (участие в сертификации и актуализация ПС) Общественная ответственность за стандарт дескриптор на 8 квалификационный уровень дескриптор на 7 квалификационный уровень дескриптор на 6 квалификационный уровень дескриптор на 5 квалификационный уровень дескриптор на 4 квалификационный уровень Ассоциация независимых директоров Профессиональные клубы директоров (Президент, Внешторгклуб и пр.) Отраслевые и межотраслевые союзы Отраслевые и профессиональные ассоциации менеджеров Клубы выпускников образовательных учреждений ПО 8 квал.ур. Профстандарта Управл. Профессиональный стандарт управляющего менеджер 7 квал.ур. Профстандарта Управл. 6 квал.ур. Профстандарта Управл. 5 квал.ур. Профстандарта Управл. 4 квал.ур. Профстандарта Управл.

Компетентность Соответствие компетенции и компетентности Структура единицы профессионального стандарта: влияние на сертификацию и обучение Трудовые действия знания умения Личностные качества Основание для оценки при сертификации Степень владения действием (результат обучения формального, неформального, спонтанного) Информационная основа обучения Операциональная основа деятельности Социально- психологическая основа деятельности Оцениваются при сертификации дополнительно Оцениваются при сертификации дополнительно Оцениваются при сертификации дополнительно Компетенция Профессиональный стандарт

Состав компетентностей по уровням квалификации Компетентность характеризуется единством знаний, умений, личностных качеств, отношений и опыта, актуализированным при выполнении функций в рамках трудовой деятельности, как в знакомых, так и незнакомых ситуациях. Корпоративные инструментальные управленческие общекультурные Социальные

Профессиональный стандарт управляющего Обобщенная функция Конкретная функция 1 А. Отстаивать интересы организации А.1. Анализировать внешнее и внутреннее окружение организации 2А.2. Влиять в интересах организации на внешнее и внутреннее окружение 3434 В. Разрабатывать стратегию организации В.1. Разрабатывать общую стратегию организации В.2. Руководить разработкой бизнес-плана организации 5 С. Получать одобрение стратегии организации со стороны различных заинтересованных сторон С.1. Получать одобрение стратегии и бизнес-плана со стороны Правления и акционеров организации 6С.2. Получать одобрение стратегии и бизнес-плана со стороны внешних заинтересованных сторон 7С.3. Мотивировать сотрудников на использование ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей организации 8 D. Руководить реализацией стратегии организации D.1. Обеспечивать организацию ресурсами, распределять ресурсы организации 9D.2. Формировать ценности, культуру, общую политику организации 10D.3. Разрабатывать организационную структуру, частные политики и процедуры 11D.4. Делегировать ответственность 12 Е. Осуществлять мониторинг и оценку деятельности организации Е.1. Проводить мониторинг и оценку деятельности организации 13Е.2. Предоставлять отчеты о результатах деятельности организации заинтересованным сторонам 14 F. Руководить командой менеджеров высшего звена управления F 1. Формировать команду менеджеров высшего звена управления 15F 2. Координировать деятельность членов команды высшего звена управления 16F 3. Участвовать в профессиональном развитии членов команды менеджеров высшего звена управления 17 G. Руководить изменениями в организации G.1. Определять необходимость и возможность изменений в организации 18G.2. Планировать изменения в организации 19G.3. Быть лидером в осуществлении изменений в организации 20G.4. Оценивать изменения в организации

Цель управленческой деятельности Цикл управления планированиеорганизация, контроль руководство и мотивация персонала саморазвитие изменения и новации 8 КВАЛИФ.УР. Получить максимальную отдачу в проекте (инвестиций) определение сферы деятельности, постановка целей деятельности создание и управление бизнесом побуждение команды первых лиц лидерство среди лидеров формирование позитивного инвестиционн ого климата. 7 КВАЛИФ.УР. Обеспечение жизнеспособности и эффективного развития организации разработка стратегии организации руководство реализацией стратегии организации побуждение команды менеджеров высшего звена управления руководство и лидерство в команде руководство изменениями в организации 6 КВАЛИФ.УР. Обеспечение стратегического бизнес-планирования для обеспечения стратегических задач (стабильности, хеджирования рисков и увеличения капиталоемкости компании) определение очередности задач, функциональных стратегий, проектирование бизнес-процессов, разработка требований их выполнения управление бизнес- процессом управление кадровым потенциалом и карьерой ключевого персонала саморазвитие в лидерстве руководство изменениями в схемах взаимодейств ия, логистики, правовой основы 5 КВАЛИФ.УР. Управление деятельностью для достижения функциональных целей организации планирование производственно- хозяйственной деятельности подразделения управление производственно- хозяйственной деятельностью подразделения управление знаниями саморазвитие в управлении группой руководство изменениями в организации работ/техноло гиях 4 КВАЛИФ.УР. Управление оперативной и тактической деятельностью подразделения при эффективной реализации стратегических планов планирование исполнения работ в соответствии с существующими требованиями управление проектами обучение персонала технологии саморазвитие в технологиях руководство изменениями технологии, рационализат орство

Обобщенная функция Конкретная функция 8 А. Определение сферы бизнеса, постановка целей деятельности организации 8 А.1. Определение стратегических направлений развития бизнеса, поиск интересных бизнес идей 8 А.2.Оценивать бизнес идеи 8 А.3.Определять миссию и стратегические (долгосрочные) цели организации 8 А.4. Формулировать и представлять интересы бизнеса 8 А.5. Выбор наиболее прибыльных идей или проектов и стратегий. Утверждать параметры эффективного достижения целей 8 А.6 Постановка целей бизнеса 8 А.7. Разъяснять трудовому коллективу цели компании 8 В. Управление бизнесом 8 В.1. Поддерживать новые проекты в состоянии готовом к быстрому "выходу" 8 В.2. Формировать приоритеты предпринимательской деятельности 8 В.3. Анализировать текущие отчеты о результатах деятельности организации 8 В.4 Организовать систему корпоративного управления 8 В.5. Утверждать корректировку стратегии, диверсификации бизнеса в связи с изменениями внешней среды 8 В.7. Минимизировать риски потери собственности 8 С. Побуждать команду первых лиц 8 С.1. Создание команды под идею (проект), системы мотивации, адекватной психологической атмосферы в своей команде 8 С.2. согласование ценностей, позиций, мнений и принятия целей членами команды 8 С.3. Проводить оценку, контроль достижения результатов членами команды менеджеров высшего звена управления 8 D. Лидерство среди лидеров 8 D.1 Определять этические правила, кодекс поведения, культурные ценности профессии 8 D.2 Формировать смену поколений высокопроизводительных профессионалов (кадрового резерва) 8 D.3. Принимать различные точки зрения, мнения 8 Е. Формирование позитивного инвестиционного климата 8 Е.1 Проявлять социальную ответственность за изменения 8 Е.2 Инициировать создание и улучшение рабочих мест 8 Е.3 Инициировать инновационное поведение

Обобщенная функция Конкретная функция 7 А. Разработка стратегии организации 7 А.3. Формировать миссию, ценности, культуру, общую политику организации 7 А.4. Отстаивать интересы организации 7 А.5. Разрабатывать общую стратегию организации. Определять временные параметры достижения целей 7 А.6. Получать одобрение стратегии организации со стороны различных заинтересованных сторон 7 А.7. Разъяснять трудовому коллективу миссии и политики компании 7 А.8. Утверждать бюджет организации 7 А.9. Руководить разработкой бизнес-плана организации 7 В. Управление реализацией стратегии организации 7 В.2. Обеспечивать организацию ресурсами, распределять ресурсы организации 7 В.3. Предоставлять отчеты о результатах деятельности организации заинтересованным сторонам 7 В.4. Разрабатывать организационную структуру, частные политики и процедуры, участвовать в корпоративном управлении 7 В.5. Проводить мониторинг и оценку деятельности организации в соответствии с изменениями внешней среды 7 В.6. Оценивать результаты деятельности членов команды менеджеров высшего звена управления 7. В.7. Минимизировать риски изменения позиции организации на рынке 7 В.8. Постановка задач, зон и сфер ответственности, определение ответственности за невыполнение 7 С. Побуждение команды менеджеров высшего звена управления 7 С.1. Формировать команду менеджеров высшего звена управления 7 С.2. Формировать совместимость позиций, ролей, стилей членов команды высшего звена управления 7 С.3. Координировать деятельность членов команды менеджеров высшего звена управления. Создавать условия для профессионального развития членов команды менеджеров высшего звена управления 7 D. Саморазвитие лидерства 7 D.1 Формулировать цели, приоритеты и стратегию индивидуального развития 7 D.2 Быть лидером в осуществлении изменений в организации 7 D.3 Реализовывать намеченный курс наращивания лидерского потенциала 7 Е. Руководство изменениями в организации 7 Е.1 Оценивать проведение изменений в организации и во внешней среде 7 Е.2 Планировать изменения в организации 7 Е.3 Определять необходимость и возможность изменений в организации

Обобщенная функция Конкретная функция 6 А. Определение очередности задач, функциональных стратегий, проектирование бизнес-процессов, разработка требований для их выполнения 6 А.3. Формировать политики в соответствии с миссией, цели, пути продвижения культуры и ценностей организации 6 А.4. Представлять интересы организации 6 А.5. Разрабатывать стратегию развития предприятия. Определять параметры результата достижения целей 6 А.6. Осуществлять стратегическое планирование по направлению деятельности 6 А.7. Разъяснять трудовому коллективу ценности, культуру компании 6 А.8. формировать бюджеты организации 6 А.9. Планировать бизнес-процессы и составлять бизнес-планы 6 В. Управление бизнес-процессом (ми) 6 В.5. Реализовывать стратегию развития организации 6 В.6.2. Оперативное управление (контроль промежуточных итогов, корректировка планов, координация) 6 В.7. Отстаивать интересы организации в вышестоящих и партнерских организациях, органах государственной власти, управления и регулирования 6 В.8. Осуществлять организацию бизнес-процессов 6 В.9. Контролировать и анализировать исполнение бизнес-процесса 6 В.10. Управлять финансами и доходами организации 5 В.11. Организация и контроль производственных процессов 6 В.12. Управлять маркетинговой деятельностью организации 6 С. Руководство кадровым потенциалом и карьерой ключевого персонала 6 С.2. Разрабатывать программы адаптации ключевого персонала. Осуществлять контроль их выполнения 6 С.3. Управлять реализацией политик, миссии, целей, продвижение культуры и ценностей организации. Разрабатывать системы мотивации и стимулирования ключевых работников 6 С.4. Управлять квалификацией ключевого персонала для обеспечения бизнес компетенций. Организовать и контролировать системы обеспечения безопасности 6 D. Саморазвитие в лидерстве 6 D.2 Проявлять лидерские качества в коллективе 6 D.3 Управлять конфликтами и стрессоустойчивостью 6 D.4 Управлять изменениями и новациями 6 Е. Руководство изменениями в схемах взаимодействия, логистики, правовой основы 6 Е.2 Определять пути и осуществлять оптимизацию бизнес процессов 6 Е.3 Предлагать изменения бизнес процессов в организации 6 Е.4 Управлять проектами реконструкции (открытия) организации

Обобщенная функция Конкретная функция 5А.Планирование производственно- хозяйственной деятельности подразделения 5 А.5 Определять качественные параметры целей 5 А.6. Участвовать в разработке и развитии концепции организации 5 А.7. Осуществлять продвижение миссии, целей, политик, культуру и ценности организации 5 А.8. Осуществлять перспективное и краткосрочное бюджетирование плановой деятельности подразделений 5 А.9. Планировать ресурсы для выполнения задач структурного подразделения 5 А.10. Разрабатывать операционные планы производства и участвовать в их реализации 5 А.11. Разрабатывать и реализовывать программы продвижения продукции организации и привлечения потребителей 5В.Управление производственно- хозяйственной деятельностью подразделения 5 В.6. Готовить отчетность по выполнению функций организации 5 В.7. Минимизировать риски потери технологии, ноу-хау 5 В.8. Организовать реализацию комплекса планов и программ стратегического развития с учетом квалификации 5 В.9. Создавать и поддерживать эффективную систему контроля деятельности производства 5 В.10. Контролировать финансовые и материальные ресурсы, координация деятельности с другими подразделениями 5 В.11 Обеспечивать производство разрешительной документацией 6 В.12. Управлять производственно-техническим обеспечением. управлять процессами снабжения, хранения и перемещения запасов на предприятии 5 В.13 Координировать протекание процессов внутри подразделения и между смежными подразделениями 5 В.14 Разрабатывать предложения по оптимизации процессов производства 5С.Управление знаниями 5 С.2 Организовать процесс подбора и адаптации персонала, организации рабочих мест 5 С.3 Реализовывать системы мотивации и стимулирования работников. Формировать, поддерживать и способствовать повышению лояльности персонала по отношению к предприятию и руководству 5 С.4 Организовать и проводить аттестацию работников, профессиональное обучение работников 5В.Саморазвитие в управлении группой 5 D.2 Организовывать социальную деятельность 5 D.3 Управлять собой и своим временем (самоменеджмент) 5 D.4 Совершенствовать технологию 5Е.Руководство изменениями в организации работ/технологиях 5 Е.2 Предлагать пути развития подразделения 5 Е.3 Оптимизировать процессы и технологии деятельности 5 Е.4 Обеспечивать безопасность введения новаций

Обобщенная функция Конкретная функция 4А.Планирование работ в соответствии с существующими требованиями 4 А.5 Определять количественные физические параметры целей 4 А.6 Участвовать в разработке оперативного плана работы 4 А.7 Разъяснять миссию, цели, политики, культуру и ценности организации 4 А.8 Участвовать в формировании бюджета организации 4 А.9 Планировать работы и ресурсы 4 А.10 Определять потребность в работниках, в зависимости от их квалификации и материальных затрат 4 А.11 Реализовывать программы взаимного информирования клиентов и сотрудников 4 А.12 Формулировать задания сотрудникам 4В.Управление проектом (ами), работами 4 В.7 Разрешать вопросы в ходе взаимодействия с клиентами, персоналом, с контрагентами 4 В.8 Управление персоналом, в т.ч. административная деятельность 4 В.9 Контролировать процесс выполнения сотрудниками возложенных задач. Готовить отчетность 4 В.10 Удовлетворять потребности исполнителей в орудиях и материалах в процессе проведения работ 4 В.11 Организовывать работу сотрудников в рамках плана 4 В.12 Контролировать движение продуктов 4 В.13 Координация работ между исполнителями и с другими подразделениями 4 В.14 Участвовать в организации рабочих мест 4С.Обучение персонала технологии 4 С.2 Проводить отбор и расстановку работников. Координировать работу по итогам адаптационного периода. 4 С.3 Мотивировать сотрудников на качественное выполнение работ 4 С.4 Оценивать качество работ исполнителей. Заниматься наставничеством 4D.Cаморазвите в технологиях 4 D.2 Участвовать в социальной деятельности 4 D.3 Обеспечивать сохранение здоровья и безопасности труда 4 D.4 Совершенствовать продукцию и сервис 4Е.Руководство изменениями технологии, рационализаторство 4 Е.3 Оптимизировать работы. Предлагать рационализаторские решения 4 Е.4 Осуществлять изменения корпоративных норм и стандартов деятельности

профессиональные стандарты 18 Кому нужны профессиональные стандарты? Работодатели: идентифицировать компетенции при сертификации и найме сотрудников, опознавать индивидуальные компетенции в бизнес компетенциях организации, получать подготовленных в соответствии с ПС специалистов всех уровней, формулировать требования к профессиям внутри отрасли Государство : формировать политику в области занятости населения, определять рамки и «правила игры» Менеджер: повышать свою капитализацию, квалификацию, повышать качество труда, самостоятельно управлять своим развитием Сфера образования: формировать ФГОС на основе ПС, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) при сертификации, активно обновлять содержание ФГОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС Минобразования РФ, вузы РСПП (НАРК) Система добровольной сертификации управляющих – «Стандарты Первых» Профессиональные сообщества руководителей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Национальный центр сертификации управляющих (НЦСУ) т. (495)