Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин gkalyagin@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
Advertisements

Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА К.э.н. Григорий Владимирович Калягин
1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР Калягин Григорий Владимирович, к.э.н., доцент кафедры прикладной институциональной экономики (к. 627). Тел:
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР Калягин Григорий Владимирович, к.э.н., доцент кафедры прикладной институциональной экономики (к. 627).
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Оценка деятельности некоммерческих организаций Артеменкова Татьяна Анатольевна д.п.н.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Экстерналии: продолжение Решение проблемы экстерналий: аналитический пример Экстерналии и асимметричная информация Сетевые экстерналии.
1 МИКРОЭКОНОМИКА, Часть 1 Лекции 19 и декабря 2009 г. к.э.н., доцент Боголюбова Н.П. Уральский государственный университет им. А.М. Горького Экономический.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Рынки с интенсивной конкуренцией Совершенная конкуренция.
Принятие решений фирмами Производственная функция и расходы.
ПРОВАЛЫ (ФИАСКО) РЫНКА. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Транксрипт:

Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин

1.Производственная функция и механизм обучения. 2.Организация коллективных действий при различных параметрах группы. 3.Избирательные стимулы в теории обучения. 4.Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях. 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Теория критической массы: Теория критической массы: 1.Все индивиды действуют рационально. 2.Решения индивидами принимаются независимо друг от друга. 3.Так как все акторам обладают полной информацией, результат предопределен. 4.Общественное благо характеризуется полным отсутствием конкуренции в потреблении Производственная функция и механизм обучения.

Теория обучения: Теория обучения: 1.Индивиды принимают решения, ориентируясь на других. 2.Вводится случайный фактор, отсюда – значение случайных колебаний. 3.Совместно производимое благо может не быть полностью неконкурентным в потреблении Производственная функция и механизм обучения.

Производственная функция: Производственная функция: (5.1) Где P – ожидаемая вероятность участия в производстве блага для входящего в группу индивида, или доля тех, кто участвует в производстве блага; M – параметр, отвечающий за форму производственный функции. При M=10 – стандартная S-образная функция. Где P – ожидаемая вероятность участия в производстве блага для входящего в группу индивида, или доля тех, кто участвует в производстве блага; M – параметр, отвечающий за форму производственный функции. При M=10 – стандартная S-образная функция Производственная функция и механизм обучения.

Выпуск совместно производимого блага: Выпуск совместно производимого блага: (5.2) Доля чистого выпуска, достающаяся j-тому индивиду: Доля чистого выпуска, достающаяся j-тому индивиду: (5.3) Где R – доля ресурсов группы, идущих на производство общественного блага (от максимально возможного объема ресурсов на эти цели); J – степень конкуренция при потреблении блага (при J=1 конкуренция отсутствует, при J=0 благо совершенно конкурентное); N – размер группы; 0

Если V j =0, индивид – безбилетник. Если V j =0, индивид – безбилетник. Если V j =R, индивид – благодетель. Если V j =R, индивид – благодетель. Для совершенно гомогенной по ресурсам группы, в которой у каждого имеется по 1 ед. ресурсов R=N. Для совершенно гомогенной по ресурсам группы, в которой у каждого имеется по 1 ед. ресурсов R=N. Если цель коллективных действий – не увеличение коллективной выгоды, а сокращение коллективных потерь: Если цель коллективных действий – не увеличение коллективной выгоды, а сокращение коллективных потерь: (5.4) 5.1. Производственная функция и механизм обучения.

В общем виде функция доли чистого выпуска, достающейся j-тому индивиду выглядит как: В общем виде функция доли чистого выпуска, достающейся j-тому индивиду выглядит как: (5.5) Где -1

При X=-1: При X=-1: (5.6) При X=1: При X=1: (5.7) 5.1. Производственная функция и механизм обучения.

Обучающий алгоритм: Обучающий алгоритм: Пусть p ij – вероятность того, что i-тый индивид станет волонтером в j-той итерации (V ij =1). Если i-тый индивид в j-той итерации безбилетник V ij =0. Пусть p ij – вероятность того, что i-тый индивид станет волонтером в j-той итерации (V ij =1). Если i-тый индивид в j-той итерации безбилетник V ij =0. Выбор определяется величиной p ij относительно n ij – случайного числа, равномерно распределенного от 0 до 1. Выбор определяется величиной p ij относительно n ij – случайного числа, равномерно распределенного от 0 до 1. p ij n ij V ij =1 P ij < n ij V ij = Производственная функция и механизм обучения.

Общий принцип обучения: Общий принцип обучения: (5.8) Где Q – коэффициент обучения. Где Q – коэффициент обучения. Стандартизация Q (L=[0,1]; V=[1,0]): Стандартизация Q (L=[0,1]; V=[1,0]):(5.9) 5.1. Производственная функция и механизм обучения.

При X>0: При X>0: (5.10) (5.11) 5.1. Производственная функция и механизм обучения.

При X

Низкое значение параметра эффективности обучения может отражать низкую заинтересованность в совместно предоставляемом благе, наличие значительной доли шума в воспринимаемой индивидами информации, временной лаг между действием (бездействием) индивида и реакцией окружающей среды, ослабляющий обучение. Низкое значение параметра эффективности обучения может отражать низкую заинтересованность в совместно предоставляемом благе, наличие значительной доли шума в воспринимаемой индивидами информации, временной лаг между действием (бездействием) индивида и реакцией окружающей среды, ослабляющий обучение. Окончательный обучающий алгоритм: Окончательный обучающий алгоритм: (5.14) 5.1. Производственная функция и механизм обучения.

Если Q ij >0 актуальное поведение поощряется. Если Q ij >0 актуальное поведение поощряется. Если Q ij

1)При p ij =0,4 Q ij =0,1 V ij =1 p i+1,j =0,4+0,1(1-0,4 10 )0,499 2)При p ij =0,4 Q ij =0,1 V ij =0 p i+1,j =0,4-0,1(1-0,4 10 )0,3 3)При p ij =0,4 Q ij =-0,1 V ij =1 p i+1,j =0,4-0,1(1-0,4 10 )0,3 4)При p ij =0,4 Q ij =-0,1 V ij =0 p i+1,j =0,4+0,1(1-0,4 10 )0, Производственная функция и механизм обучения.

4.2. Организация коллективных действий при различных параметрах группы.

5.2. Организация коллективных действий при различных параметрах группы.

Проблема старта коллективных действий (start up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях возрастающей отдачи, когда ни у кого в группе нет стимулов к первоначальным инвестициям. Проблема старта коллективных действий (start up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях возрастающей отдачи, когда ни у кого в группе нет стимулов к первоначальным инвестициям. Проблема старта характерна для положительных общественных благ (X=1), так как сокращаются ожидаемые издержки отсутствия блага. Проблема старта характерна для положительных общественных благ (X=1), так как сокращаются ожидаемые издержки отсутствия блага. Ключевое препятствие для производства положительных общественных благ – низкий уровень ожиданий. Ключевое препятствие для производства положительных общественных благ – низкий уровень ожиданий Организация коллективных действий при различных параметрах группы.

Проблема продолжения коллективных действий (follow up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях убывающей отдачи, когда находятся стимулы для запуска процесса производства, но по мере увеличения объема предоставляемого блага чистый ожидаемый доход от инвестиций в его производство стремится к нулю, поэтому никто не хочет вкладывать средства в продолжение коллективных действий. Проблема продолжения коллективных действий (follow up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях убывающей отдачи, когда находятся стимулы для запуска процесса производства, но по мере увеличения объема предоставляемого блага чистый ожидаемый доход от инвестиций в его производство стремится к нулю, поэтому никто не хочет вкладывать средства в продолжение коллективных действий. Для решения проблема продолжения важны «маленькие» промежуточные победы и поощрения. Для решения проблема продолжения важны «маленькие» промежуточные победы и поощрения Организация коллективных действий при различных параметрах группы.

5.3. Избирательные стимулы в теории обучения. Участие в предоставлении блага + Участие в наказании безбилет- ников + Полная кооперация Лицемерная кооперация Частная кооперация Полный отказ от кооперации

Алгоритм принятия решений: Алгоритм принятия решений: Пусть p ij – вероятность выбора кооперативной стратегии j-тым индивид в i-том периоде (итерации) (V ij =1): Пусть p ij – вероятность выбора кооперативной стратегии j-тым индивид в i-том периоде (итерации) (V ij =1): p ij n ij V ij =1 p ij < n ij V ij =0 Аналогично для кооперации второго уровня: Аналогично для кооперации второго уровня: p ij n ij V ij =1 p ij < n ij V ij = Избирательные стимулы в теории обучения.

Производственная функция: Производственная функция: (5.15) Где P i – пропорция тех, кто участвует в производстве блага в i-том периоде. Где P i – пропорция тех, кто участвует в производстве блага в i-том периоде. Пусть O i – линейная трансформация L i : Пусть O i – линейная трансформация L i : (5.16) Вся группа – реалисты. Вся группа – реалисты Избирательные стимулы в теории обучения.

Санкции: Санкции: (5.17) Где P ij – уровень инвестиций в общественный контроль, m – параметр, характеризующий форму производственной функции избирательных стимулов (1

Материальные положительные санкции: J =0, m=1. Материальные положительные санкции: J =0, m=1. Материальные отрицательные санкции: J >0, m>1. Материальные отрицательные санкции: J >0, m>1. Моральные санкции: J =1, m>1 (m=2) – из- за лицемерной кооперации. Моральные санкции: J =1, m>1 (m=2) – из- за лицемерной кооперации. Внутренние санкции: J =1, P i =P i, m=2. Внутренние санкции: J =1, P i =P i, m= Избирательные стимулы в теории обучения.

Издержки предоставления блага: Издержки предоставления блага: Пусть предоставление блага и его потребление делятся поровну между всеми членами группы: Пусть предоставление блага и его потребление делятся поровну между всеми членами группы: (5.18) Где N 1-J – издержки предоставления единицы блага каждому члену группы; J – показатель уровня конкуренции в потреблении блага (J=0 – полная конкуренция, J=1 – конкуренция отсутствует). Где N 1-J – издержки предоставления единицы блага каждому члену группы; J – показатель уровня конкуренции в потреблении блага (J=0 – полная конкуренция, J=1 – конкуренция отсутствует) Избирательные стимулы в теории обучения.

Издержки предоставления блага : Издержки предоставления блага : (5.19) Издержки каждого волонтера не зависят от их общего числа. Издержки каждого волонтера не зависят от их общего числа. Когда пропорция волонтеров P i сокращается, издержки каждого не меняются, а сокращается объем общественного блага L i. Когда пропорция волонтеров P i сокращается, издержки каждого не меняются, а сокращается объем общественного блага L i. (5.20) 5.3. Избирательные стимулы в теории обучения.

Алгоритм обучения: Алгоритм обучения: Если O i >0 склонность волонтера к кооперации возрастает. Если O i >0 склонность волонтера к кооперации возрастает. Если O i

Где 2+N -J =|min(O i +S ij -C ij )|, так как: Где 2+N -J =|min(O i +S ij -C ij )|, так как: max O i =1, max S ij =1, min C ij =0. max O i =1, max S ij =1, min C ij =0. min O i =-1, min S ij =-1, max C ij =1/N J. min O i =-1, min S ij =-1, max C ij =1/N J. 0|Q ij |

Механизм обучения: Механизм обучения: (5.23) 5.3. Избирательные стимулы в теории обучения.

Предоставление общественных благ первого уровня с помощью внутренних норм: Предоставление общественных благ первого уровня с помощью внутренних норм: (5.24) Где d – уровень морального дисконта. Где d – уровень морального дисконта. При d=0,5 индивид реагирует вполсилы на внутренне поддерживаемые обязательства по сравнению с обязательствами перед другими людьми. При d=0,5 индивид реагирует вполсилы на внутренне поддерживаемые обязательства по сравнению с обязательствами перед другими людьми. Интернализированные нормы справедливости могут привести к излишней кооперации. Интернализированные нормы справедливости могут привести к излишней кооперации Избирательные стимулы в теории обучения.

Алгоритм принятия решений: Алгоритм принятия решений: (5.25) Где P j –вероятность участия j-того индивида в коллективных действиях; τ j – «порог» индивида j, 0 τ j 1; π – уровень участия других индивидов. Где P j –вероятность участия j-того индивида в коллективных действиях; τ j – «порог» индивида j, 0 τ j 1; π – уровень участия других индивидов. Если P j >n (0 n (0

При τ j =π, P j >0,5. При τ j =π, P j >0,5. При τ j =0, π=1, P j1. При τ j =0, π=1, P j1. При τ j =1, π=0, P j0. При τ j =1, π=0, P j0. Гетерогенность ресурсов: Гетерогенность ресурсов: (5.26) Где C j – вклад индивида j в совместно производимое благо; R j – дол j в ресурсах группы; N – ресурсы всей группы. Где C j – вклад индивида j в совместно производимое благо; R j – дол j в ресурсах группы; N – ресурсы всей группы. В среднем на индивида приходится единица ресурсов. В среднем на индивида приходится единица ресурсов Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.

Производственная функция: Производственная функция: (5.27) Где -1 X1. Где -1 X1. При X=-1 кооперация всех членов группы не приводит к производству положительного блага, а лишь сокращает убыток. При X=-1 кооперация всех членов группы не приводит к производству положительного блага, а лишь сокращает убыток. При X=1 – наоборот. При X=1 – наоборот Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.

Конкуренция при потреблении блага: Конкуренция при потреблении блага: (5.28) Где S j – ценность для j-того индивида получаемой им доли общественного блага; I j – заинтересованность в благе j-того индивида; J – показатель конкурентности в потреблении блага. Где S j – ценность для j-того индивида получаемой им доли общественного блага; I j – заинтересованность в благе j-того индивида; J – показатель конкурентности в потреблении блага Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.

Алгоритм обучения: Алгоритм обучения: (5.29) То есть, ориентация на ценность доли j-того индивида в i-той итерации плюс разница в ценности j-той доли между итерациями i и i- 1; То есть, ориентация на ценность доли j-того индивида в i-той итерации плюс разница в ценности j-той доли между итерациями i и i- 1; 0 E j 1 – нормально распределенный параметр обучения. 0 E j 1 – нормально распределенный параметр обучения Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.

Механизм обучения: Механизм обучения: (5.30) Где τ i,j – порог индивида j в итерации i. Где τ i,j – порог индивида j в итерации i Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.

1)При τ ij =0,6 O ij =0,1 V ij =1 τ i+1,j 0,5 2)При τ ij =0,6 O ij =-0,1 V ij =1 τ i+1,j 0,7 3)При τ ij =0,6 O ij =0,1 V ij =0 τ i+1,j 0,7 4)При τ ij =0,6 O ij =-0,1 V ij =0 τ i+1,j 0, Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.