АЛГОРИТМЫ
Алгоритм – это четкая последовательность действий, которые должны быть произведены для получения результата.
Дискретность Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Таким образом, формируется упорядоченная совокупность отдельных друг от друга команд (предписаний). Образующая структура алгоритма оказывается прерывной (дискретной); только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей. Конечность (результативность) Ещё одно важное требование, предъявляемое к алгоритму, это конечность(иногда говорят результативность) алгоритма. Это значит, что исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов. Понятность Алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его систему команд. Это свойство алгоритма называется понятностью. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составителем алгоритма. Массовость Разработка алгоритмов процесс интересный, творческий, но непростой, требующий многих умственных усилий и затрат времени. Поэтому предпочтительно разрабатывать алгоритмы, обеспечивающие решение всего класса задач данного типа. Точность (определённость) Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя.
Алгоритмы по способу представления бывают: - словесные - числовые - графические -в виде блок-схем
Словесный алгоритм 1. Слепить из снега большой шар и положить его на землю; 2. Слепить второй шар, меньше первого и положить его на первый шар; 3. Слепить третий шар, меньше второго и положить его на второй шар; 4. Надеть ведро на третий шар; 5. Сделать глаза из угольков на третьем шаре под ведром; 6. Воткнуть морковку между угольками.
Графический алгоритм
Виды алгоритмов: - линейные - разветвляющиеся - циклические
Запись линейного алгоритма с помощью блок-схемы Описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
Разветвляющийся алгоритм Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий-
Циклический алгоритм
При определении вида алгоритма пользуются ключевыми словами. Алгоритм, в котором есть структура СЛЕДОВАНИЕ называется ЛИНЕЙНЫМ.
Следование - это расположение действий друг за другом.
Алгоритм, в котором есть структура ВЕТВЛЕНИЕ называется РАЗВЕТВЛЯЮЩИМСЯ
Ветвление - это выбор действия в зависимости от выполнения какого-нибудь условия.
Алгоритм, в котором есть структура ЦИКЛ называется ЦИКЛИЧЕСКИМ.
Цикл -это неоднократное повторение каких-либо действий
Линейные – команды выполняются в порядке их естественного следования. Цикл – в алгоритме встречаются повторяющиеся действия. Ветвление – в зависимости от поставленного условия алгоритм позволяет выбрать один из вариантов решения задачи. ДаНет Начало Х:=А+В Конец Ввод А, ВВывод Х Х:=А+В А>=В Начало Ввод А, В Х:=А*В Конец Вывод Х Начало N:=0 Ввод А, X, K, N>К Да Y:=A*X Вывод Y,Х Конец N:=N+1 Нет
Алгоритм, который содержит несколько структур одновременно, называется КОМБИНИРОВАННЫМ.
Для того, чтобы этот алгоритм стал понятен компьютеру, нужно записать этот алгоритм на понятном ему языке. Такие языки называются языками программирования, а сами алгоритмы - программами.
Таким образом, Алгоритм, записанный на языке программирования, называется программой.
Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение 21
Интерфейс программы Free Pascal
Рассмотрим меню File
Меню Edit
Run- запускается программа
Компиляция (отладка)программы -Compile
27 Из чего состоит программа? program ; const …;{константы} var …; {переменные} begin … {основная программа} end. program ; const …;{константы} var …; {переменные} begin … {основная программа} end. { процедуры и функции } комментарии в фигурных скобках не обрабатываются
28 Из чего состоит программа? Константа – постоянная величина, имеющая имя. Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти). Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности). Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
29 Имена программы, констант, переменных Имена могут включать латинские буквы (A-Z) цифры знак подчеркивания _ заглавные и строчные буквы не различаются Имена НЕ могут включать русские буквы пробелы скобки, знаки +, =, !, ? и др. имя не может начинаться с цифры Какие имена правильные?? AXby R&B 4Wheel Вася PesBarbos TU154 [QuQu] _ABBA A+B
30 Константы const i2 = 45; { целое число } pi = 3.14; { вещественное число } qq = 'Вася'; { строка символов } L = True; { логическая величина } const i2 = 45; { целое число } pi = 3.14; { вещественное число } qq = 'Вася'; { строка символов } L = True; { логическая величина } целая и дробная часть отделяются точкой можно использовать русские буквы! может принимать два значения: True (истина, «да») False (ложь, «нет») может принимать два значения: True (истина, «да») False (ложь, «нет»)
31 Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. Типы переменных: integer{ целая } real{ вещественная } char{ один символ } string{ символьная строка } boolean { логическая } Объявление переменных (выделение памяти): var a, b: integer; Q: real; s1, s2: string;
Program Con; Const C1 = 17; C2 = 3.4; C3 = A; C4 = 3.14; C5 = False;... Program Vr; Var sigma: real; A,b,c,d: char; text1: string[15]; text2: string; flag: boolean;... Program Summ; Const A=5; B=7; Var C: integer; Begin C:= A; C:= A+B; Write(C); End. Переменная – параметр программы, значение которого может изменяться в процессе её выполнения. Константа – параметр программы, значение которого не меняется в процессе её выполнения. Типы данных языка Паскаль Целые числа Integer 142 RealCharString Boolean Дробные числаСимволыСтрокиЛогические 35.8AМиру мирTRUE/FALSE
Информатика 6.4 А + В А - В А * В А / В A div B A mod B Арифметические операции Сложение Вычитание Умножение Деление Целое деление Остаток от дел. abs (x) arctan (x) cos (x) exp (x) frac (x) int (x) ln (x) random random (x) round (x) sin (x) sqrt (x) Стандартные функции Паскаля Модуль х Арктангенс х Косинус х Е-экспонента Дробная часть х Целая часть х Логарифм Случ. число [0..1] Случ. число [0..х] До целого Синус х Корень квадратный Ввод данных с клавиатуры read( ) readln( ) Вывод данных на экран write( ) writeln( )