Дидактические игры на развитие творческого воображения детей в изодеятельности Бабаскина Надежда Александровна воспитатель речевой группы, I квалификационная категория МДОУ «Детский сад компенсирующего вида 91 «Речецветик»
Особенности рисунка у детей с ОНР У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются: неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, низкий уровень планирующей функции речи. Все это негативно сказывается на качестве и на содержании детского рисунка. Рисунки детей, имеющих речевые проблемы, отличается бедностью композиции, фризовым расположением предметов и фигур, статичностью и недостаточной реалистичностью. Многие дети испытывают затруднения при усвоении технических приемов по изодеятельности и на основании этого теряют интерес к рисованию.
Цель коррекционной работы: наметить возможные пути развития и активизации творческого воображения детей в процессе занятий изодеятельностью.
Задачи : 1.Обучение детей дидактическим играм на развитие творческого воображения. 2.Развитие художественных способностей детей (умение создавать выразительные художественные образы, используя различные материалы и экспериментируя с ними; нетрадиционные технологии) 3.Развитие мелкой моторной функции рук.
Значение дидактических игр В играх по изодеятельности дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей старшего дошкольного возраста развивается интерес к изодеятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
Требования к организации дидактических игр Обязательное обращение внимания на присутствие элементов занимательности: поиска, сюрпризов, отгадывания и т.п. Продумывание методических приемов проведения; доступность и понятность детям дидактических задач Систематическое усложнение материала, формирование необходимых умений, совершенствование психических процессов.
Классификация дидактических игр Игры с игрушками, предметами, направленные на создание в воображении образа на основе характерных признаков: «Чудесный мешочек», «Моя семья», «День рождения куклы Кати», «Что это такое». Настольно – печатные игры на развитие умения видеть в форме, контуре предмет: «Игрушки для елки», «Что нашел Гномик», «Камушки на берегу», «Где чей домик», «Танграм», «Подбери лоскуток к одеялу», «Сказочный инопланетянин» и т.д.
Игры, направленные на создание новых образов на основе схематических изображений предметов, с дорисовыванием линий: «Какая игрушка», «Дети на прогулке», «Волшебные круги», «Перевертыши», «Помоги художнику», «Живые следы», «Узор на окнах», «Чего на свете не бывает». Классификация дидактических игр
Результаты коррекционной работы 1.Рисунок детей стал отличаться более богатым сюжетом; 2.Дети овладели композиционным построением сюжетного рисунка. 3.У детей появилось стремление оформить созданное изображение более мелкими характерными деталями, что помогает сделать образ более ярким, выразительным. 4.Стал выше уровень активности детей, работоспособности, самостоятельности в поисках средств выразительности. 5.Улучшилось качество детского рисунка, качество изобразительных навыков. 6.Улучшилось качество моторных функций руки. 7.Повысился уровень планирующей функции речи. Критерии оценки 1.Наличие сюжета; 2.Композиция; 3.Детализация предметов; 4.Моторика; 5.Самостоятельность;