1
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Объективность. 1. Объективность. 2. Основная задача образования – постижение реальности. Наука – способ структурирования реальности, признак науки – системность (И.Г.Фихте). 2. Основная задача образования – постижение реальности. Наука – способ структурирования реальности, признак науки – системность (И.Г.Фихте). 3. Учебный предмет определяется предметной областью изучения и обобщенными видами деятельности, свойственные этой области. 3. Учебный предмет определяется предметной областью изучения и обобщенными видами деятельности, свойственные этой области. 4. Информатика – это естественно – научная дисциплина, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы (а также методы и средствах их автоматизации). 4. Информатика – это естественно – научная дисциплина, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы (а также методы и средствах их автоматизации). 2
СЛЕДСТВИЯ 1. Доминирование: а) предметного компонента (2004); а) предметного компонента (2004); б) деятельностного компонента (2009). б) деятельностного компонента (2009). 2. Естественно – научная дисциплина: а) феномен; а) феномен; б) инструмент; б) инструмент; в) область применения. в) область применения. 3
Становление информатики 1.Информатика как общеобразовательный предмет (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов) – годы (факультативный курс). 2.Информатика – обеспечение компьютерной грамотности: алгоритмизация и программирование (1985 год). 3.Информатика как технология («информационные технологии» ?!). 4. Информатика – полноценный общеобразовательный предмет (сбалансированность «предмета» и «деятельности») – конец 90 –х годов. 4
Стандарт Реальный итог : а) информатика официально получила статус общеобразовательного предмета - явное выделение предметного и деятельностного компонентов: «Информационные процессы», «Информационные технологии». Существенные недостатки: Существенные недостатки: а) Предметный компонент не был четко структурирован. Все его основные составляющие: информационные процессы, модели, системы, формальные и формализованные языки, алгоритмы и пр. были названы, но внутренняя логика осталась «за кадром». а) Предметный компонент не был четко структурирован. Все его основные составляющие: информационные процессы, модели, системы, формальные и формализованные языки, алгоритмы и пр. были названы, но внутренняя логика осталась «за кадром». б) «Деятельностный компонент» далеко не в полной мере отражал обобщенные виды деятельности и акцентировал внимание на освоение средств ИТ 5
6 Стандарт второго поколения Перестройка процесса образования: Стандарт второго поколения: деятельностный подход (смена парадигмы образования); универсальные учебные действия; новые БУПы. ЕГЭ и новые правила приема в вузы. Практико-ориентированное обучение.
7 СИСТЕМА ВЕДУЩИХ ИДЕЙ, ТЕОРИЙ,ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИЗ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего, мировоззренческого характера Универсальные учебные действия: личностные регулятивные, познавательные, коммуникативные
8 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)
9 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА «МЕТАПРЕДМЕТ»
10 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Начало Подойти к переходу Дождаться зеленого света Перейти улицу Конец Алгоритмизация развивает шаблонное мышление Именно алгоритмы определяют прогресс цивилизации
11 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАУКА ТЕХНОЛОГИЯ
12 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
13 ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА … фундаментальная наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, разрабатывающая методы, средства и технологии их автоматизации… Отвечает на три вопроса: что изучается, как изучается, где применяется (!). Возникает триада: феномен - инструмент-область применения. ИНФОРМАТИКА: информационные процессы информационные модели управление, технологии, общество
14 Н.В.Матвеева и др. начальная школа А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина, Э.В.Миндзаева 8-9 классы С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина классы
15 деятельностный ряд: ПОНИМАТЬ - ЗНАТЬ - УМЕТЬ - ПРИМЕНЯТЬ ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
16 Схема1. Моделирование. Схема2. Решение задач. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
17 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА «МЕТАПРЕДМЕТ»
18 «МЕТАПРЕДМЕТ» свойства продуктов массовой культуры
19 «МЕТАПРЕДМЕТ» свойства продуктов массовой культуры
20