Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001). Сертификат ИСО это официальный документ, который подтверждает, что деятельность предприятия по производству продукции или оказанию услуг организована в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO. Сегодня стандарты серии ISO успешно действуют на территории более чем 100 стран мира.
ISO (ИСО) (Система Экологического Менеджмента) серия международных стандартов, которые являются эффективным инструментом для реализации на предприятиях норм, принципов и методов современной экологической политики с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции. Система Экологического Менеджмента, как часть общей системы административного управления, имеет собственную организационную структуру, систему планирования и распределения ответственности, разработанные методы и процедуры, а также ресурсы, необходимые для реализации экологической политики.
OHSAS (ОХСАС) (Система Менеджмента профессиональной безопасности и здоровья) серия международных стандартов, которая позволяет организациям вести контроль за производственными факторами, представляющими риск для жизни и здоровья сотрудников, а также управлять этими рисками. На основе стандарта разрабатывается и внедряется система управления охраной труда и техникой безопасности организаций. Требования данного стандарта применимы вне зависимости от сектора экономики, в котором осуществляет свою деятельность сертифицируемая организация.
Интегрированная Система Менеджмента (ИСМ) наиболее эффективная модель. Обеспечение комплексного подхода к управлению качеством (ISO 9000), экологической безопасностью (ISO 14000) и охраной труда (OHSAS 18000) позволяет существенно сократить финансовые и прочие издержки производства.
Весь процесс сертификации можно условно разделить на 4 этапа: I. проектирование Системы Менеджмента (СМ) На данном этапе, прежде всего, необходимо определить и выбрать те международные стандарты на менеджмент, которые будут применяться для проектирования СМ на конкретном предприятии. После идентификации и четкого структурирования рабочих процессов, на которые будет распространяться действие СМ, назначаются лица, ответственные за управление данными процессами. Ключевой шаг определение требований международных стандартов на менеджмент, используемых в СМ, которые должны будут выполняться в каждом отдельном процессе. С целью определения уровня эффективности процессов устанавливаются параметры их мониторинга, определяются методы и средства мониторинга, а также формулируются критерии оценки результативности и эффективности процессов.
II. документирование Системы Менеджмента Целью данного этапа является создание качественной нормативно-организационной основы для разработки и успешного функционирования СМ. Только за счет продуманного системного подхода к документированию СМ обеспечивается решение таких задач, как установление необходимых требований к осуществлению конкретных процессов, правильное толкование этих требований, быстрая воспроизводимость процессов, оценка достигнутых результатов.
III. внедрение Системы Менеджмента Ведущая роль здесь отводится сотрудникам службы внутреннего аудита, в задачи которой входит проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах СМ. Для решения поставленной задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации СМ к нужным видам деятельности организации. Достижение стабильного функционирования спроектированной системы ожидаемый итог работ на данном этапе.
IV. сертификация В ходе подготовки непосредственно к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации ИСМ, проведение предсертификационного аудита, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами. Логическим завершением процесса сертификации можно считать получение организацией бланка сертификата.
Ключевыми преимуществами обладания Сертификатом для каждого предприятия являются: Автоматическое подтверждение качества продукции и предоставляемых услуг Возможность повышения эффективности работы управленческого аппарата Рост показателей конкурентоспособности организации на отечественном и иностранном рынках (в условиях вступления России в ВТО) Расширение клиентской базы Гарантированный рост количества заказов со стороны организаций международного уровня Возможность укрепления отношений с партнерами Сокращение затрат и времени на экспорт продукции Более выгодные условия страхования и кредитования Возможность участия в коммерческих и государственных тендерах на более выгодных условиях Снижение риска возникновения аварийных и нештатных ситуаций Возможность контролировать опасные производственные факторы Снижение рисков в процессе производства