Лекция 11.
Раздел 1
оружие, отличающееся способностью к широкомасштабному неизбирательному уничтожению людей; включает в себя ядерное, химическое и биологическое оружие. Ядерное оружие – предназначенные для военных целей ядерные устройства с неконтролируемым выделением энергии, получаемой при делении или синтезе расщепляющихся материалов.
название начальной программы создания ядерного оружия в США. Важнейшие направления деятельности: обеспечение урановым сырьем; создание опытных прототипных образцов ядерных реакторов; сооружение и эксплуатация мощных промышленных реакторов для наработки оружейного плутония; освоение технологий плутония, в первую очередь металлургии; обогащение урана по 235 U на комбинате в Окридже; создание конструкции ядерного заряда. В рамках проекта были созданы три атомные бомбы: плутониевые «Тринити» и «Толстяк», урановая «Малыш».
была положена в основу внешней и военной политики США во второй половине 1950-х гг. Предполагала применение США в случае «конфликта» с СССР всех средств ведения боевых действий, и, в первую очередь, массированное использование ядерного оружия в любое время и в любом районе земного шара по усмотрению правительства США. Основные положения стратегии содержались в меморандуме Совета национальной безопасности США «СНБ-162/2» и были изложены в речи госсекретаря США Дж.Ф. Даллеса 12 января 1954 г. Руководствуясь стратегией, США резко увеличили свой ядерный арсенал.
стратегическая концепция, определяющая комплекс политических, военно-технических, пропагандистских и иных мер по использованию фактора наличия ядерного оружия в целях предотвращения возможной агрессии (как ядерной, так и обычной) против государства – обладателя этого оружия. В основе концепции лежит декларируемая или недекларируемая угроза применения ядерного оружия в ответ на осуществленное или планируемое нападение вероятного противника. Ядерное сдерживание – это внушение потенциальному противнику мысли о том, что «цена», которую ему придется заплатить за нападение, намного превысит планируемые от такой агрессии выгоды.
уверенность каждой из сторон потенциального ядерного конфликта в неотвратимости неприемлемого ущерба при любом сценарии ведения ядерной войны.
принят летом 1946 г. Конгрессом США запрещал передачу атомных технологий другим государствам.
план международного контроля, предусматривающий создание международного органа по развитию атомной энергии, который один осуществлял бы всю деятельность, связанную с атомной энергией, вплоть до владения заводами, мировыми запасами урана, проведения научно- исследовательских работ и т.д. План не требовал немедленного прекращения производства Соединенными Штатами атомного оружия, но считалось, что на определенном этапе осуществления плана это потребуется. Дин Ачесон (тогдашний заместитель госсекретаря США) исходил из того, что полная реализация плана займет 5-6 лет.
Б. Барух внес два принципиальных изменения в «план Ачесона- Лилиенталя»: 1) на деятельность международного органа не будет распространяться правило единогласия постоянных членов СБ ООН (право вето); 2) этот орган будет обладать полномочиями принятия принудительных мер против возможных нарушителей в обход СБ, который по Уставу ООН является единственным международным механизмом, располагающим такими полномочиями. План потерпел провал, поскольку был направлен на то, чтобы ни одно государство мира не присоединилось к США в качестве обладателя ядерного оружия. В противовес «плану Баруха» СССР 19 июня 1946 г. внес проект конвенции о запрещении и уничтожении в 3-месячный срок всех запасов незаконченной и готовой продукции ядерного оружия.
Американский финансист, представитель правительства США в Комиссии ООН по атомной энергии
Выдающийся советский дипломат, министр иностранных дел СССР ( гг.)
Раздел 2
процесс предотвращения роста числа государств, обладающих ядерным оружием, а также ненаращивание ядерных арсеналов государствами, уже обладающими этим оружием. Вошло в международный оборот в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в связи с усиливавшимся процессом распространения, «расползания» ядерного оружия и опасностью появления значительного числа ядерных государств. «Нераспространение» включает в себя не только запрет на распространение ядерного оружия по географическому признаку, но и требование добиваться «вертикального» нераспространения, т.е. ненаращивания и сокращения ядерных арсеналов, вплоть до их уничтожения в качестве конечной цели.
Открыт для подписания 12 июня 1968 г., вступил в силу 5 марта 1970 г. Основные положения ДНЯО: Обязательство ядерных держав не передавать кому-либо ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием ни прямо, ни косвенно; Ядерные государства обязались не помогать, не поощрять и не побуждать неядерные государства к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств; Легитимными ядерными державами признавались США, РФ (в качестве правопреемницы СССР), Великобритания, Франция и КНР; См. продолжение
Неядерные государства обязались не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не приобретать и не производить такое оружие, а также не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия; Неядерные государства принимали гарантии по соглашению с МАГАТЭ с целью недопущения переключения ядерной энергии с мирного применения на производство ядерного оружия; Все государства обязались «в духе доброй воли» вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению; Все государства наделялись неотъемлемым правом развивать мирную энергетику.
система международных соглашений, норм и иных договоренностей, направленных на предотвращение расширения круга государств, обладающих ядерным оружием. Основой режима является ДНЯО. Предметом режима являются все ядерные взрывные устройства (ЯВУ), а также материалы, оборудование и технологии, предназначенные для их изготовления.
состоит в регулировании поведения государств- участников, включая: сохранение безъядерного статуса участников, которые не имели ядерного оружия в 1967 г.; непередачу ЯВУ, материалов, оборудования и технологий, предназначенных для их создания и производства, странам, имеющим неядерный статус, не участвующим в режиме или намеренным его нарушить; отказ неядерных государств от получения какими- либо средствами таких материалов, оборудования и технологий, а равно и ЯВУ; проведение переговоров между ядерными государствами-участниками режима в направлении ликвидации ядерного оружия.
1) Режим закреплен в целом ряде имеющих различный статус взаимосвязанных международных соглашений: ДНЯО; Устав МАГАТЭ и конвенции, заключенные под эгидой Агентства; комплекс соглашений в области сокращения ядерного оружия, в особенности двусторонние советско-американские и российско- американские договоры; ряд многосторонних соглашений, включая договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия. См. продолжение
2) Режим нераспространения является институционально развитым и включает в себя значительное число организаций и других форм регулярного взаимодействия участников: МАГАТЭ, выполняющее ключевые функции по обеспечению действенности режима; два механизма, формально не входящих в режим, но играющие ключевую роль в выработке совместных действий наиболее развитых государств: комитет Цангера (Комитет ядерных экспортеров), созданный в 1971 г., и Группа ядерных поставщиков, созданная в 1974 г. 3) Частью режима является и внутреннее законодательство стран-участниц, особенно тех из них, которые обладают высокоразвитой ядерной промышленностью.
Раздел 3
совокупность различных видов оружия, специальных информационно-управляющих и обеспечивающих технических средств, предназначенных для решения стратегических задач в войне. Основу современных СНВ составляет ядерное оружие. Иногда к СНВ относят и высокоточное оружие в обычном снаряжении, применяемое для поражения стратегически важных объектов противника. По назначению стратегические вооружения принято подразделять на стратегические наступательные (ударные) и стратегические оборонительные вооружения.
межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного (шахтного или мобильного) базирования с дальностью свыше 5500 км; баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) с дальностью свыше 800 км; тяжелые бомбардировщики (ТБ) с дальностью свыше 8000 км; крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ); крылатые ракеты морского базирования (КРМБ).
комплекс из двух документов – Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (которое чаще всего и называется ОСВ-1) и Договор по ПРО, которые были подписаны одновременно 26 мая 1972 г. ОСВ-1 заморозил количество пусковых установок МБР и БРПЛ. ТБ остались не охвачены, поскольку сторонам не удалось договориться о том, какие самолеты должны подпадать под ограничения.
Договор касался только вооружений, которые могли быть применены в одном пуске (вылете) и не затрагивал общего запаса вооружений. Это отражало единое мнение относительно ситуации взаимного сдерживания, делающей невозможной ядерную войну; Вооружения ограничивались опосредованно, через специальные правила зачета. Каждая пусковая установка рассматривалась как содержащая ракету вне зависимости от того, находится в ней ракета или нет; См. продолжение
Договор по ПРО разрешил только 2 системы ПРО районов – вокруг столицы и одной из ракетных баз. Протокол 1974 г. сократил это количество до одной (СССР сохранил систему вокруг Москвы, а США – вокруг базы Гранд Форкс в Северной Дакоте). В основу Договора по ПРО легла логика о том, что предотвращение ядерной войны требует поддержания у каждой из сторон потенциала ответного удара, что, в свою очередь, предполагает «открытость» для ответного удара другой стороны.
должен был учесть появление новых видов стратегического оружия – баллистических ракет с головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Договор ОСВ-2 установил равные уровни стратегических носителей – МБР, БРПЛ и ТБ – по 2400 единиц для каждой стороны и предусмотрел даже небольшое сокращение до 2250 единиц. Внутри общих уровней были установлены подуровни, призванные учесть наличие средств с РГЧ ИН. Подуровни были построены по «принципу матрешки», который стал общепринятым подходом к ситуациям аналогичного рода. См. продолжение
Договор установил предельный подуровень в 1320 единиц на количество носителей с более чем одним боезарядом. Внутри него был установлен подуровень в 1200 единиц для МБР и БРПЛ с РГЧ ИН. Внутри подуровня для баллистических ракет с РГЧ ИН был установлен подуровень для МБР с РГЧ ИН в 820 единиц. Структура подуровней ОСВ-2 создавала своего рода «улицу с односторонним движением» для «перелива» носителей из одной категории в другую. Договор в определенной мере предписывал структуру СНВ каждой из сторон. Договор ОСВ-2 не был ратифицирован Соединенными Штатами.
Вступил в силу в декабре 1994 г. Отличительной чертой СНВ-1 стало ограничение количества не ракет, а ядерных боезарядов, которые могли бы быть использованы в одном пуске, до 6000 единиц. Число стратегических носителей ограничивалось уровнем Каждая пусковая установка считалась содержащей ракету определенного типа, а за каждым типом ракеты засчитывалось определенное количество боеголовок. Сложнее дело обстояло с ТБ: за каждым засчитывалось не максимальное количество боезарядов, а условное. Предусмотренные СНВ-1 сокращения в основном коснулись устаревших вооружений, которые могли быть сокращены сравнительно безболезненно. Принципиально новым элементом СНВ-1 стала мощная система контроля. Договор предусматривает всесторонний обмен данными, которые постоянно обновляются и позволяют точно знать, где и сколько находится ракет или ТБ каждого типа.
Ликвидация МБР с РГЧ ИН до боезарядов. Эти сокращения должны были быть завершены к 2003 г. Договор СНВ-2 ратифицирован в 1996 г. Соединенными Штатами и в 2000 г. Россией. Ключевым недостатком СНВ-2 является не столько сама по себе ликвидация МБР с РГЧ ИН, сколько несоответствие этой меры реальным экономическим и финансовым возможностям России, а также срокам сокращений.
базируется на односторонних заявлениях, сделанных президентами двух стран на российско-американском саммите в США в ноябре 2001 г. Ратифицирован обеими сторонами в 2003 г. Стороны уменьшают уровни своих стратегических ядерных боезарядов до единиц. Договор предусматривает создание «двусторонней комиссии по выполнению», однако данная процедура детально не прописана. В Договоре не было согласовано новое определение «стратегический ядерный боезаряд» (раньше употреблялся термин «стратегический боезаряд»), что сказывается на методике подсчета. Не удалось договориться о т.н. возвратном потенциале, т.е. не достигнута необратимость сокращений. Договор предусматривает учет только оперативно развернутых боезарядов и не предполагает физического уничтожения тех зарядов, которые будут сняты с носителей. Договор также не предусматривает собственного контрольного механизма для проверки полноты выполнения сторонами своих обязательств. Россия и США достигли понимания, что в целях верификации будут применяться механизмы, заложенные Договором СНВ-1
Раздел 4
оружие средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности; тактическое оружие (крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) с дальностью менее 500 км – ракеты и артиллерия, авиация, способная нести ядерное оружие, ядерные вооружения флота с дальностью менее 600 км).
Достигнута договоренность о «глобальном нуле», т.е. ликвидации всех ракет средней дальности (от 1000 до 5500 км) и пусковых установок таких ракет; Ликвидация ракет малой дальности (от 500 до 1000 км) и их пусковых установок; Договор был выполнен полностью к июню 1991 г.
В конце сентября 1991 г. Дж. Буш объявил о намерении США осуществить глубокие сокращения нестратегических вооружений. Через 10 дней М. Горбачев выступил с ответным заявлением, объявив о схожих мерах, которые в январе 1992 г. были подтверждены Б. Ельциным от имени России. Объявленные сторонами меры предусматривали полное снятие и уничтожение ядерных артиллерийских зарядов, ядерных мин и ядерных боеголовок тактических ракет; то же самое относилось к ядерным боезарядам носителей морского базирования, кроме БРПЛ; часть ядерных боезарядов нестратегической авиации уничтожалась или складировалась; уничтожению подлежали все ядерные мины. Это означало, что нестратегическое ядерное оружие оставалось только на самолетах.
ограничение распространения средств доставки ОМУ
Раздел 5
зона, в которой обеспечено полное отсутствие ядерного оружия, независимо от принадлежности контроля над ним.
Договор об Антарктике открыт для подписания 1 декабря 1959 г., вступил в силу 23 июня 1961 г. Создана демилитаризованная зона к югу от 60° ю.ш.
Договор Тлателолко (инициатор – мексиканский дипломат Альфонсо Гарсиа Роблес, впоследствии лауреат Нобелевской премии мира) был открыт для подписания 14 февраля 1967 г. Договор Тлателолко со всеми поправками уже вступил в действие для 14 государств, включая Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Мексику и Чили. Правительства ядерных государств предоставили негативные гарантии безопасности участвующим в договоре государствам, т.е. обязались не использовать или не угрожать использованием ядерного оружия против них, сопроводив свое согласие характерными для каждой державы оговорками.
максимально широкое определение понятия «ядерное оружие»; присоединение к договору обязывающих протоколов для внерегиональных держав; положение о негативных гарантиях безопасности; обязательное заключение соглашений с МАГАТЭ о применении гарантий (тип INFCIRC/153); оригинальное решение для противоречивой проблемы вступления в силу; бессрочное действие договора.
6 августа 1985 г., 13 государств-членов Южнотихоокеанского форума. Договор вступил в силу 11 декабря 1986 г. За каждой страной сохранена свобода принятия решения относительно того, разрешать ли заходы в ее порты и на ее аэродромы иностранных судов и летательных аппаратов, если на их борту предполагается наличие ядерного оружия. Введено понятие «международной системы нераспространения ядерного оружия», основанной на ДНЯО и системе гарантий МАГАТЭ. Недопущение захоронения радиоактивных отходов в море. Обязательства о недопущении испытаний ЯВУ. Обязательство по экспортному контролю в отношении ядерных государств: предоставление ядерным государствам исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования только в соответствии с соглашениями о гарантиях МАГАТЭ. При этом любое такое предоставление должно обеспечивать гарантии «мирного, не для взрывов, использования».
Подписан 10 странами региона 15 декабря 1995 г. и вступил в силу 27 марта 1997 г. Особенностью договора является более развитая, в сравнении с предшествующими аналогами, система запросов о разъяснении и миссиях расследования. Новыми являются также обязательства государств-участников, желающих приступить к осуществлению собственной мирной ядерной программы, «подвергнуть эту программу строгой проверке с точки зрения ядерной безопасности», и обязательство о присоединении к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. Запрещено избавляться от радиоактивных отходов на суше, однако не затрагивается право на захоронение таких в земле на собственной территории или на территории другого согласного государства, если речь идет о мирном использовании ядерной энергии. Государства-участники обязались не разрешать испытание или применение ядерного оружия на своей территории.
Открыт для подписания 11 апреля 1996 г. Договор подписан 50 из 53 государств Африки (кроме Мадагаскара, Сомали и Экваториальной Гвинеи), но в силу пока не вступил. Договор Пелиндаба не распространяется на океанические районы за пределами территориальных вод участников. Обязательство декларировать любую имеющуюся возможность производства ЯВУ и поддерживать высочайший уровень безопасности и эффективную физическую сохранность ядерных материалов, объектов и оборудования. Запрещение исследований «в отношении любого ЯВУ любыми средствами и в любом месте» Запрещение накопления/хранения ЯВУ. Запрещение вооруженного нападения средствами обычного или иного оружия на ядерные объекты в африканской зоне. Захоронение радиоактивных отходов запрещено полностью.
Подписан 8 сентября 2006 г. ЗСЯО охватывает Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Стороны обязуются не осуществлять исследований, разработки, производства, накопления запасов или иного приобретения, владения или контроля над ядерным оружием или другим ЯВУ любыми средствами где бы то ни было. Стороны сами вправе решать вопросы, связанные с транзитом ядерного оружия через свои территории, включая заходы иностранных судов в свои порты и посадку летательных аппаратов на своих аэродромах. Закрытость Семипалатинского договора для присоединения других стран
Средство обеспечения военно- политического выживания государства; Средство сдерживания регионального противника, обладающего потенциалом ОМУ; Средство сдерживания превосходства в обычных вооружениях Средство достижения политической гегемонии на уровне региона.
Противоречивый, переходный характер системы международных отношений, снижение международно-правовых регуляторов применения силы и обеспечения безопасности государств; Технический прогресс, способствующий преодолению разрыва между государствами, способными и неспособными к созданию собственного ядерного оружия, и начавшееся снижение эффективности системы экспортного контроля, являющееся одной из основ режима; Относительное повышение роли ядерного оружия в политике безопасности ряда ядерных государств, прежде всего России, которое может восприниматься неядерными государствами как пример; Появление негосударственных игроков, таких, как политические организации и террористические группы, стремящиеся приобрести ОМУ.