Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Advertisements

Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
Лекция 3 Основные этапы, логика построения ученического исследования Синькова Наталья Валентиновна Учитель английского языка МОСШ 1.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Основные этапы исследовательской деятельности. Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне гг. (на примере N-ской.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Транксрипт:

Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования

Программа – основной документ СИ - содержит изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедур, а также логической последовательности операций для их проверки. Содержание и структура П. зависят от цели, общей направленности СИ (фундаментальное или прикладное?) Выполняет 2 функции: научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования) и научно-организационную (обеспечение эффектив. сотрудничества участников)

Структура Программы СИ Методологический раздел П.: 1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета СИ. 2.Определение цели и постановка задач СИ. 3.Уточнение и интерпретация основных понятий. 4.Предварительный системный анализ объекта СИ. 5.Рабочие гипотезы СИ. Процедурный раздел П.: 6.Принципиальный (стратегический) план СИ. 7.Обоснование выборки 8.Обоснование процедур сбора и анализа данных + Рабочий план исследования (этапы, сроки, ресурсы)

Логическая последовательность действий при разработке программы СИ Проблемная ситуация Область целеполагания в исследовании Область разработки общей концепции исследования Разработка процедурно- методического раздела П. II IIIIIV уточнение и детализация проблемы

Требования к программе 1.Программа должна быть! 2.Эксплицитность программы (четкость, ясность, логичность) 3.Логическая последовательность элементов программы 4.Гибкость (макет (проект /пилотаж) программа)

Постановка проблемы Что мы хотим узнать? (чем больше знаем, тем больше не знаем…) работа с литературой Проблема формулируется в контексте проверки некоторой теории (отличать от «житейских» проблем: e.g. прием на работу «по знакомству») Теоретическая идея, объясняющая фрагмент действительности Исследовательский проект: концепт. аппарат, процедуры сбора и анализа данных Системати- ческое изучение фактов

Трудности в определении проблемы Не считаются научными проблемы, поставленные в контексте неопровержимых идей (освободительная миссия пролетариата); Не проблематизируются противоречивые теоретические идеи Не проблематизируются единичные суждения Указание на целую сферу общественной жизни (ошибка): «Пути модернизации общества», «Факторы стабильности семьи», «Борьба с преступностью»…

Проблема Гносеологическая сторона = «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей… и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации …» Предметная сторона = явления и процессы, вызывающие беспокойство, социальная дезорганизация, напряженность, конфликт интересов, групп, общностей…

Степень сложности проблемы зависит от: Относительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний; Уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий; Состояния научного и практического знания в соответствующей области… «Нащупывание» проблемы Конкретизация проблемы

Формальные требования к развертыванию проблемы СИ: Возможно более точное разграничение между «проблематичным» (искомым, неизвестным), и «непроблематичным» (данным, известным); Отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы; Расчленение общей проблемы на элементы и упорядочение по приоритету (Цели задачи)

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта: проблема Гносеологический аспект Предметный аспект Объект исследования: социальная реальность как некоторый социальный процесс, социальная общность, социальный институт... Предмет: те свойства, явления, процессы, взаимосвязи, которые «содержат» проблему

Пример: Тема: Выбор профессии выпускниками школ Проблема (противоречие!): равные «права» при выборе и неравные возможности разных социальных групп в реализации этих прав Объект: выпускники школ и их родители (в момент выбора!) Предмет: соотношение между планами и их реализацией на практике (+соц.-проф.статус семьи, регион.особенности, личностные особенности…)

Домашнее задание: Сформулировать проблему, определить проблемную ситуацию в исследовании по теме: 1. Отношение к здоровью у студентов РУДН 2. Наркотики в школе 3. Интерес к науке у студентов 4. Агрессивное поведение у молодежи СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!