Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования
Программа – основной документ СИ - содержит изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедур, а также логической последовательности операций для их проверки. Содержание и структура П. зависят от цели, общей направленности СИ (фундаментальное или прикладное?) Выполняет 2 функции: научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования) и научно-организационную (обеспечение эффектив. сотрудничества участников)
Структура Программы СИ Методологический раздел П.: 1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета СИ. 2.Определение цели и постановка задач СИ. 3.Уточнение и интерпретация основных понятий. 4.Предварительный системный анализ объекта СИ. 5.Рабочие гипотезы СИ. Процедурный раздел П.: 6.Принципиальный (стратегический) план СИ. 7.Обоснование выборки 8.Обоснование процедур сбора и анализа данных + Рабочий план исследования (этапы, сроки, ресурсы)
Логическая последовательность действий при разработке программы СИ Проблемная ситуация Область целеполагания в исследовании Область разработки общей концепции исследования Разработка процедурно- методического раздела П. II IIIIIV уточнение и детализация проблемы
Требования к программе 1.Программа должна быть! 2.Эксплицитность программы (четкость, ясность, логичность) 3.Логическая последовательность элементов программы 4.Гибкость (макет (проект /пилотаж) программа)
Постановка проблемы Что мы хотим узнать? (чем больше знаем, тем больше не знаем…) работа с литературой Проблема формулируется в контексте проверки некоторой теории (отличать от «житейских» проблем: e.g. прием на работу «по знакомству») Теоретическая идея, объясняющая фрагмент действительности Исследовательский проект: концепт. аппарат, процедуры сбора и анализа данных Системати- ческое изучение фактов
Трудности в определении проблемы Не считаются научными проблемы, поставленные в контексте неопровержимых идей (освободительная миссия пролетариата); Не проблематизируются противоречивые теоретические идеи Не проблематизируются единичные суждения Указание на целую сферу общественной жизни (ошибка): «Пути модернизации общества», «Факторы стабильности семьи», «Борьба с преступностью»…
Проблема Гносеологическая сторона = «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей… и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации …» Предметная сторона = явления и процессы, вызывающие беспокойство, социальная дезорганизация, напряженность, конфликт интересов, групп, общностей…
Степень сложности проблемы зависит от: Относительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний; Уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий; Состояния научного и практического знания в соответствующей области… «Нащупывание» проблемы Конкретизация проблемы
Формальные требования к развертыванию проблемы СИ: Возможно более точное разграничение между «проблематичным» (искомым, неизвестным), и «непроблематичным» (данным, известным); Отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы; Расчленение общей проблемы на элементы и упорядочение по приоритету (Цели задачи)
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта: проблема Гносеологический аспект Предметный аспект Объект исследования: социальная реальность как некоторый социальный процесс, социальная общность, социальный институт... Предмет: те свойства, явления, процессы, взаимосвязи, которые «содержат» проблему
Пример: Тема: Выбор профессии выпускниками школ Проблема (противоречие!): равные «права» при выборе и неравные возможности разных социальных групп в реализации этих прав Объект: выпускники школ и их родители (в момент выбора!) Предмет: соотношение между планами и их реализацией на практике (+соц.-проф.статус семьи, регион.особенности, личностные особенности…)
Домашнее задание: Сформулировать проблему, определить проблемную ситуацию в исследовании по теме: 1. Отношение к здоровью у студентов РУДН 2. Наркотики в школе 3. Интерес к науке у студентов 4. Агрессивное поведение у молодежи СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!