Семинар, как форма обучения.
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности.
Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей.
С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования.
Семинар – форма обучения, способствующая более полному и осознанному восприятию темы программного материала, изученного предварительно только в его теоретической части. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Учитель же при проведении семинара должен построить его так, что бы каждый присутствующий стал участником, имел возможность высказать как изученный, научный взгляд по теме семинара, так и своё видение, свои вопросы и сомнения. В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам.
Цели семинара: Развитие мышления и логики изложения своих мыслей. Развитие навыков поисковой научно – исследовательской работы. Воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи при подготовке к семинару, части предварительного исследования. Получение навыков ведения дискуссии, умению обоснованно,аргументированно, корректно отстаивать свою точку зрения. Получение конкретных интеллектуальных наработок, результатов, рекомендаций и т. д. по обсуждаемой теме.
Задачи семинара: Расширение и углубление полученных знаний по изучаемой теме. Освоение этапов проведения научно – исследовательской работы. Формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, самостоятельной добычи знаний. Оценка учителем уровня осознанного понимания учащимися программного материала, умения применить свои знания на практике, проявленного творчества, склонности к научно – поисковой работе каждого ученика. Развитие умения учащихся работать в группе, воспитание ответственности за результат индивидуального и коллективного труда.
Виды семинаров по формам и методам: Форма проведения Применяемые методы проведения семинара Проблемно – исследовательская беседа Поисковая беседа, обсуждение различных точек зрения, существующих по обсуждаемой проблеме. ПрактикумОбсуждение результатов практических, лабораторных работ и выдвигаемых на их основе гипотез или подтверждения теоретических изысканий, развёрнутая дискуссия. ТематическийДискуссия, обсуждение в микрогруппах поставленных вопросов по изучаемой теме с последующим общим подведением итогов. ИсследовательскийРешение в группах поставленных проблем («мозговой штурм»), разбитых на блоки для групп; обсуждение методом «круглого стола» выступлений представителей групп, обобщение и систематизация выводов с помощью учителя.
ДиспутРеализация подготовленного сценария диспута: обсуждение подготовленных спорных рефератов, докладов, точек зрения, развёрнутая дискуссия, проблемно – поисковый метод. (Требует от учителя сценического мастерства.) Межпредметный«Круглый стол», «мозговой штурм», работа в микрогруппах. КомбинированныйКак правило проводится в несколько этапов, в зависимости от поставленных целей. Обсуждение рефератов, докладов. Беседа, «круглый стол».