ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Историческая Индия – это территория современных независимых государств: Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал (т.е. историческая Индия занимала практически весь полуостров Индостан). После Второй мировой войны пошел процесс распада английской колониальной империи и на месте бывшей «Британской Индии» появились независимые страны, составляющие регион Южной Азии.
Южная Азия
Современная Индия Современная Индия – это большое территориально государство с разными природно-климатическими зонами Современная Индия – это большое территориально государство с разными природно-климатическими зонами Современная Индия - второе после Китая государство по численности населения – около 1 млрд. 200 млн. Современная Индия - второе после Китая государство по численности населения – около 1 млрд. 200 млн. Из них: 80 % населения – это индуисты, 13% - мусульмане, остальные – христиане, сикхи, буддисты, джайны, парсы и др. Из них: 80 % населения – это индуисты, 13% - мусульмане, остальные – христиане, сикхи, буддисты, джайны, парсы и др. По последней переписи населения, в Индии проживает более 500 этносов, говорящих на 1652 языках По последней переписи населения, в Индии проживает более 500 этносов, говорящих на 1652 языках
Названия Индия – название греческое – так появившиеся в долине реки Инд греки назвали территории к востоку от нее Индия – название греческое – так появившиеся в долине реки Инд греки назвали территории к востоку от нее Бхаратаварши («страна потомков Бхарата») Бхаратаварши («страна потомков Бхарата») Хиндустани Хиндустани
Природно- климатические зоны
Индская область (северо-запад)– самые благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека; плодородные земли долины Инда не требовали искусственного орошения; здесь появилась первая цивилизация в Индостане Индская область (северо-запад)– самые благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека; плодородные земли долины Инда не требовали искусственного орошения; здесь появилась первая цивилизация в Индостане
Гангская область (северо-восток)- условия и почвы хуже; более тропический влажный климат, много болот, тропические леса, каменистые почвы – освоение этого субрегиона требовало железных орудий труда Гангская область (северо-восток)- условия и почвы хуже; более тропический влажный климат, много болот, тропические леса, каменистые почвы – освоение этого субрегиона требовало железных орудий труда
Декан (юг) – абсолютная зона тропиков, очень жарко и влажно, непроходимые тропические леса; здесь цивилизация возникла не сама, а цивилизация с севера завоевывала южные территории Декан (юг) – абсолютная зона тропиков, очень жарко и влажно, непроходимые тропические леса; здесь цивилизация возникла не сама, а цивилизация с севера завоевывала южные территории
Индостан – довольно замкнутое пространство. С юга – в древности трудно преодолеваемые водные просторы, с севера – горы. Только на северо-западе есть проход в горных грядах, через который шел торговый обмен, через который в Индию проникали культурные влияния, шли миграции, завоевания и т.д.
Периодизация истории Древней Индии (24 в. до н.э. – 5 в. н.э.) Первый период – Индская цивилизация (Хараппская цивилизация; цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро) – вв. до н.э. Первый период – Индская цивилизация (Хараппская цивилизация; цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро) – вв. до н.э. Второй период – «Ведийский период» вв. до н.э. Второй период – «Ведийский период» вв. до н.э. Третий период – «Буддийский период» -5-3 вв. до н.э. Третий период – «Буддийский период» -5-3 вв. до н.э. Четвертый период – «Классический период» - 3 в. до н.э. – кон. 5 в. н.э. Четвертый период – «Классический период» - 3 в. до н.э. – кон. 5 в. н.э.
1.Индская (Хараппская) цивилизация (24 – 18 вв. до н.э.) Названия Хараппа и Мохенджо-Даро – это современные названия поселков, рядом с которыми были впервые обнаружены города этой цивилизации. Названия Хараппа и Мохенджо-Даро – это современные названия поселков, рядом с которыми были впервые обнаружены города этой цивилизации. На сегодняшний день археологам известно уже более 100 хараппских городов в долине Инда (раскрыто не более половины) На сегодняшний день археологам известно уже более 100 хараппских городов в долине Инда (раскрыто не более половины)
Индская цивилизация
По своим характеристикам Хараппская цивилизация похожа на Шумерскую, но о ней мы знаем значительно меньше. Почему? Не расшифрована хараппская письменность (пиктография); Не расшифрована хараппская письменность (пиктография); Кремировали усопших Кремировали усопших
Хараппское пиктографическое письмо
Характеристика Индской цивилизации 1. Представляла собой совокупность отдельных городов-государств (т.е. не было единого централизованного государства) со своими правителями, между городами существовали торгово-экономические контакты, но характер их политических отношений не ясен
2. Ее создал один народ (но не известно какой), говоривший на одном языке, разработавший единую письменность, имевший одну материальную и духовную культуру 3. Металлургия бронзы 4. Все города (большие и маленькие) построены однотипно с достижениями высочайшего уровня градостроительной техники
Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро
Бассейн в Мохенджо- Даро
Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро
Водосток в Мохенджо- Даро
Реконструкция Мохенджо-Даро
Хараппские «печати»
Упадок Хараппской цивилизации Причины упадка и исчезновения Индской цивилизации не известны Большинство предположений не подкрепляются археологическими данными: Завоевание Завоевание Наводнение, землетрясение (природные катаклизмы) Наводнение, землетрясение (природные катаклизмы) С 20 по 18 вв. до н.э. индские города постепенно приходят в запустение, а население их покидает
Остается открытым вопрос о том, кто же создал эту высокоразвитую цивилизацию? На юге Индии проживают дравиды – представители переходной расы, у которых в генетическом коде есть черты негроидов и австралоидов, появившиеся не в результате смешения, а в результате естественной адаптации. Есть гипотеза о том, что представители дравидийской расы создали Хараппскую цивилизацию.
дравиды
дравиды
2. «Ведийский период» (13-6 вв. до н.э.) Миграция индоариев С середины 2 тыс. до н.э. через северо-западный проход в горах на территорию Индостана стали мигрировать племена индоевропейцев, т.е. представителей европеоидной расы. Вопрос о том, где был центр формирования представителей европеоидной расы пока остается открытым. Многие отечественные ученые считают, что они формировались в Центральной Европе. Но с какого-то времени европеоиды из этого центра стали расселяться в разных направлениях.
Одна из волн расселения (миграции) племен европеоидов пошла через Иранское нагорье. Одна из волн расселения (миграции) племен европеоидов пошла через Иранское нагорье. Европеоидов, которые осели на Иранском нагорье, в науке называют индоиранцами Европеоидов, которые осели на Иранском нагорье, в науке называют индоиранцами Европеоиды, которые мигрировали дальше и пошли на полуостров Индостан, в науке называют индоариями или просто ариями. Они использовали слово «арий» для обозначения представителей родовой знати (т.е. это термин социальный) Европеоиды, которые мигрировали дальше и пошли на полуостров Индостан, в науке называют индоариями или просто ариями. Они использовали слово «арий» для обозначения представителей родовой знати (т.е. это термин социальный)
Миграция ариев в Индостан
Два подпериода вв. до н.э. – расселение индоариев по Северной Индии, их адаптация к местным условиям жизни, контакты и частичное смешение с местным населением; занимались скотоводством, находились на стадии разложения родо- племенных отношений, знали металлургию бронзы. Расселяясь, они постепенно оседали, но пока жили сельской общиной и городов не строили.
вв. до н.э. – осваивают металлургию железа, активно осваивают область Ганга, вырубают леса, осушают болота, обрабатывают каменистые почвы, создают ирригационные сооружения. Наблюдается рост излишков, усиливается социально- имущественная стратификация. Начинают складываться первые города-государства.
Варно-кастовая система В ведийский период формируется особая социальная структура индийского общества – система варн. Она не находилась в статичном состоянии, она со временем изменялась. Как и в связи с чем?
Первый этап формирования системы варн Сначала формируются три варны: 1.Брахманы – жрецы 2.Кшатрии – правители, воины 3. Вайшьи – скотоводы, земледельцы Т.о. складывается социальная иерархия, фиксирующая профессиональную деятельность. Эти три варны (сословия) начали формироваться у ариев еще когда они мигрировали в Индию. Представители этих трех варн считались почетными, высшими, полноправными людьми, потому что они были ариями (европеоидами).
Местное неарийское (неевропеоидное) население оказалось в подчиненном положении, они выступали «слугами» мигрировавших ариев. 4. Из них и стала формироваться четвертая варна – шудры – слуги. Т.к. это были неарии, ее представители считались неполноправными. Таким образом, три варны ариев противопоставлялись четвертой варне неариев.
Второй этап формирования варновой системы Но со временем (к середине 1 тыс. до н.э.) ситуация изменилась и две высших варны (брахманы и кшатрии), как полноправные, стали противопоставляться двум другим варнам неполноправных (вайшьев и шудр). Что изменилось? В варне вайшьев стали создаваться браки с неарийским населением, т.е. пошло этническое смешение, и варна вайшьев потеряла «генетическую чистоту». В варне вайшьев стали создаваться браки с неарийским населением, т.е. пошло этническое смешение, и варна вайшьев потеряла «генетическую чистоту». Кроме того, противопоставляться варны стали по степени престижности выполняемых обязанностей: полноправные – это те, кто отправляет культ, управляет и воюет; а неполноправные – это те, кто занимается физическим трудом (производит и обслуживает). Кроме того, противопоставляться варны стали по степени престижности выполняемых обязанностей: полноправные – это те, кто отправляет культ, управляет и воюет; а неполноправные – это те, кто занимается физическим трудом (производит и обслуживает).
Варновая система стала устойчивой основой индийского общества. Варновая система стала устойчивой основой индийского общества. Кроме того, она была освящена религией. Кроме того, она была освящена религией. С приходом ариев стала распространяться их религия – ведическая религия. С приходом ариев стала распространяться их религия – ведическая религия. Веды – это священные тексты, передававшиеся устно в сословии брахманов. Веды – это священные тексты, передававшиеся устно в сословии брахманов.
Ведическая религия Веды сообщали, что каждый человек рождается в своей варне и на всю жизнь в ней остается. Рождение в варне является результатом поведения человека в его прошлых жизнях. Совокупность его поступков во всех жизнях называется «карма». Веды сообщали, что каждый человек рождается в своей варне и на всю жизнь в ней остается. Рождение в варне является результатом поведения человека в его прошлых жизнях. Совокупность его поступков во всех жизнях называется «карма». В этой жизни человек не может изменить своего положения. Но он может жить добродетельно, чтобы улучшить карму, тогда в следующем перерождении он родится в варне выше. В этой жизни человек не может изменить своего положения. Но он может жить добродетельно, чтобы улучшить карму, тогда в следующем перерождении он родится в варне выше.
Третий этап формирования варновой системы Внутри варн появляются более узкие социальные группы – касты. Внутри варн появляются более узкие социальные группы – касты. За каждой варной и каждой кастой закрепляются определенные права и обязанности, в т.ч. профессии, религиозные предписания, одежда и украшения, жилье и предметы быта, пища и т.д. За каждой варной и каждой кастой закрепляются определенные права и обязанности, в т.ч. профессии, религиозные предписания, одежда и украшения, жилье и предметы быта, пища и т.д. Мораль тоже носит варновый характер. Что хорошо делать кшатрию, плохо делать вайшье. Т.е. мораль (религия) говорит о том, что каждый человек должен выполнять свой варновый долг («дхарма»), чем улучшит свою карму. Мораль тоже носит варновый характер. Что хорошо делать кшатрию, плохо делать вайшье. Т.е. мораль (религия) говорит о том, что каждый человек должен выполнять свой варновый долг («дхарма»), чем улучшит свою карму. Формирование новых каст происходило еще в начале 20 в. В индийском обществе насчитывается более 2 тыс. каст. Формирование новых каст происходило еще в начале 20 в. В индийском обществе насчитывается более 2 тыс. каст. Касты неприкасаемых (ачхут), находящиеся ниже шудр. Касты неприкасаемых (ачхут), находящиеся ниже шудр.
неприкасаемые
неприкасаемые
неприкасаемые
неприкасаемые
Существование варново-кастовой системы в Индии привело к формированию специфической политической особенности: в древней и средневековой Индии преобладала политическая раздробленность, а большие государственные объединения были кратковременны. Индийское общество вполне могло существовать без сильного государства (как системы), т.к. варно- кастовая система (ее законы и структуры) выполняли функции, которые обычно выполняет государство (т.е. жесткая варно-кастовая система была альтернативой слабой политической власти).
3. «Буддийский период» 5-3 вв. до н.э. В 8-6 вв. до н.э. в Северной Индии появляется множество мелких городов-государств. Потом более сильные стали подчинять слабых и к середине 1 тыс. до н.э. в долине Ганга образовалось около 16 сравнительно крупных государств. В 8-6 вв. до н.э. в Северной Индии появляется множество мелких городов-государств. Потом более сильные стали подчинять слабых и к середине 1 тыс. до н.э. в долине Ганга образовалось около 16 сравнительно крупных государств. Далее процесс политического укрупнения (объединения) был ускорен внешним фактором – завоеваниями персами Северной Индии, завоеванием Александра Македонского. Далее процесс политического укрупнения (объединения) был ускорен внешним фактором – завоеваниями персами Северной Индии, завоеванием Александра Македонского. В 317 г. до н.э. Чандрагупта Маурья объединил государства долины Ганга, его преемники продолжили завоевания и образовалось большое государство – империя Маурьев. В 317 г. до н.э. Чандрагупта Маурья объединил государства долины Ганга, его преемники продолжили завоевания и образовалось большое государство – империя Маурьев.
Ашока Маурья Расцвет империи Маурьев произошел при правителе Ашоке (3 в. до н.э.)
Империя Маурьев времен Ашоки (3 в. до н.э.)
Государство при Ашоке территориально было огромным, но аморфным, правитель не обладал всей полнотой власти. Чтобы усилить централизацию страны и свою власть он решил ввести единую государственную идеологию.
Время 6-3 веков до н.э. в Индии – это время окончательного складывания крупных религиозно-философских систем: индуизма, буддизма и джайнизма. Все три системы возникли не на пустом месте, а синтезировали религиозные представления ариев и неарийского местного населения. Кроме того, формируясь в одно время, они взаимно влияли друг на друга.
Ашока Маурья из трех религиозно- философских систем в качестве государственной идеологии, призванной объединить общество, ввел буддизм. Но буддизм никому не навязывался силой, всячески поддерживался принцип толерантности в обществе
Почему Ашока выбрал буддизм? Буддизм был в это время в Индии наиболее динамично развивавшейся религией, ряды приверженцев которой быстро росли. Сам Ашока принял буддизм. У буддизма были свои «плюсы», которые видел народ и видела власть.
«Плюсы» буддизма 1. Другие религии, существовавшие в это время в Индии, обращались к человеку, как представителю группы (расовой, этнической, социальной) и тем самым признавали неравенство в обществе. Буддизм обращался к человеку, как к личности, которая может пройти путем освобождения от страданий. Буддизм не выступал против неравенства, он его призывал не замечать. Буддизм не выступал против варно-кастовой системы.
2. Одна из главных идей – человек не должен и не может ничего менять в окружающем мире. Он должен самосовершенствоваться, т е. менять себя, а, следовательно, и свое отношение к окружающему миру. Т.о. к внешнему миру он пассивен и не заставляет человека сразу радикально менять свои прежние убеждения. Именно благодаря этой «компромиссности» буддизм обладает способностью адаптироваться к традициям и даже религиям тех народов, на территории которых он из Индии распространился. Именно буддизм стал первой мировой религией.
4. «Классический период» 2 в. до н.э. – кон. 5 в н.э. 1. Те явления и процессы, которые берут начало с появлением цивилизации в Индии, связанной с ариями, в этот период достигают наивысшего развития, т.е. приобретают характер классических. Прежде всего, речь идет о становлении варно- кастовой системы и индуизма, как абсолютно дополняющих друг друга. Это время, когда постепенно в борьбе за души и умы людей в Индии стал побеждать индуизм. Буддизм постепенно стал распространяться в Среднюю Азию, в Юго- Восточную Азию и на Дальний Восток. К 9 в. н.э. в Индии буддистов осталось не более 5% населения.
2.Большую часть этого периода Индия представляла собой не единое целое, а конгломерат самостоятельных средних и мелких государств. Только два раза образовывались крупные государства: Кушанское царство (1-3 вв. н.э.) Кушанское царство (1-3 вв. н.э.) Империя Гуптов (4-5 вв. н.э.) Империя Гуптов (4-5 вв. н.э.) 3. В этот период очень динамично развивается экономика региона. Это было связано, прежде всего, с развитием частной собственности и товарно-денежных отношений, с активной внутренней и внешней торговлей.
Кушанское царство
Золотая монета Кушанов с изображением самого знаменитого правителя – Канишки (слева) и Будды (справа)
Империя Гуптов
Развалины строений времен Гуптов
Развалины буддийского комплекса времен Гуптов
Золотая монета Гуптов
джайны
джайны
джайны
джайны
джайны
Основные понятия индуизма, признаваемые всеми индусами Веды Веды Рита Рита Карма Карма Сансара Сансара Дхарма Дхарма Мокша Мокша