О дополнительных общеобразовательных программах обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению программ высшего образования на русском языке. О предвузовской подготовке иностранных граждан на русском языке
Цели государства при постановке задачи по разработке ППФ: распространение политического и экономического влияния в мире через выпускников-иностранцев, содействие развитию дружественных стран
. Государственная задача, поставленная перед системой образования: создание полноценной образовательной программы продолжительностью не более 1 учебного года (60 кредитов ECTS) и не менее 7,5 месяцев (45 кредитов ECTS) обеспечивающей подготовку к успешному обучению и получению квалификации высшего образования на русском языке гражданина любой страны мира не владеющего русским языком, завершившего национальную программу средней школы
. Важное обстоятельство формирование государственной цели и постановка задачи были осуществлены в период с 1946 по 1953 годы в обстановке начала «Холодной войны» и в противовес одному из компонентов «Плана Маршалла». ППИГРЯ создана и впервые реализована в 1954 году в МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством ректора академика И.Г.Петровского.
Цель ППФ: подготовка выпускника зарубежной средней школы с нулевым исходным уровнем владения русским языком к успешному освоению основных образовательных программ высшего образования на русском языке в крайне ограниченные сроки
Инновационность концепции созданной программы ППФ суть разработанной концепции заключается в том, что в процессе обучения учащийся готовится к получению профессиональных знаний и умений посредством русского языка (русский язык является средством получения знаний, умений, квалификаций, то есть оптимальной самореализации личности, а не только средством общения в повседневных ситуациях). Эта концепция позволила органично объединить в едином учебном процессе изучение русского языка и профильных общеобразовательных дисциплин на русском языке, сделав программу доступной для освоения большинством иностранных граждан в течение одного учебного года.
Основные задачи программы ППФ - обучение общеупотребительному русскому языку; - обучение научному стилю речи; - обучение языку специальности; - обучение специальности (дисциплине, предмету) на русском языке в объёме, необходимом для успешного освоения курсов основной образовательной программы.
. Дополнительные задачи программы ППФ: - устранение существенных различий в отечественных и зарубежных образовательных стандартах среднего образования; - развитие индивидуальных способностей обучающихся к усвоению знаний; - восполнение пробелов в знаниях по профилирующим дисциплинам; - выработка и закрепление навыков учебной деятельности, свойственной отечественной высшей школе; - социокультурная адаптация (специфика жизни в отрыве от привычного окружения
О ПФ Для реализации программы ППИГРЯ были разработаны уникальные методы, средства, формы обучения. К настоящему времени ППФ прошли, а затем успешно освоили основные образовательные программы высшего образования на русском языке и получили соответствующие квалификации более граждан более 150 государств мира.
. Максимальное число структурных подразделений вузов СССР, осуществлявших ППИГРЯ, – 60 – было достигнуто в 1989 году при пропускной способности около человек в год, обучаемых за счёт средств государственного бюджета СССР.
На 2009 год перечень Рособразования аналогичных структурных подразделений насчитывал 30 центров предвузовской подготовки иностранных граждан на русском языке с общей численностью обучающихся около человек в год, в том числе до по государственной линии. Таким образом, система ППИГРЯ к настоящему времени сохранена и жизнеспособна.
По состоянию на настоящий момент система ППФ способна - подготовка высококвалифицированных специалистов и интеллектуальной элиты для зарубежных стран с целью осуществления в дальнейшем влияния через них на мировые события; - сохранение русскоязычного сектора в мировой системе высшего образования; - кадровое сопровождение крупных внешнеэкономических проектов; - кадровое и интеллектуальное содействие развивающимся странам;
- генерация доходов экономики страны, в том числе системы образования (см.приложение); - подготовка российских высококвалифицированных кадров, имеющих необходимый опыт интернационального общения и толерантности; - подготовка иностранных граждан с целью дальнейшей массовой квалифицированной миграции в РФ; - обучение и привлечение в российскую науку наиболее талантливых иностранных граждан.
КРИТЕРИИ Управление и организация Кадровый состав Кафедры факультета Материальная база
Критерии Контингент студентов Профили обучения Содержание обучения Качество обучения
Порядок Перечень