Москва, 2010 г. О ценообразовании на нефтепродукты в Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
2 Особенности ценообразования на российском рынке Цены внутреннего рынка часто превышают цену экспортных продаж; Существуют сильные различия цен по регионам; Манипулирование «центрами прибыли» ВИНК ведет к созданию дискриминационных условий; Нечувствительность к факторам рыночного ценообразования; Непрозрачное ценообразование.
3 Сравнение динамики цен на нефтепродукты на мировых рынках и внутреннем рынке РФ ИЦ Кортес и EIA Падение цен – внеш. рыноквнутр. рынок РФ Дизельное топливо 2,8 2,2 Авиакеросин 2,8 1,8 Бензин Аи-92 3,3 2,3 Бензин Аи-95 3,3 1,7
4 Усредненная величина маржи на АИ-92 в региональном опте (руб/тонна) Рассчитано по данным мониторинга ФАС России
5 Усредненная величина маржи на АИ-92 в региональной рознице (руб/литр) Рассчитано по данным мониторинга ФАС России
6 Особенности отраслевых рынков Коллективное доминирование крупнейших ВИНК; Нарушения антимонопольного законодательства; Разделение рынка по «регионам присутствия»; Недостаточная ликвидность биржевой торговли; Высокая налоговая составляющая.
7 Коллективное доминирование крупнейших нефтяных компаний Ч.3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»: Доминирующим признается положение каждого хозсубъекта, применительно к которому выполняются условия: совокупная доля не более чем 5 хозсубъектов, доля каждого из которых больше долей других на соответствующем товарном рынке превышает 70% 72%
8 Дела ФАС России по нарушениям на рынках нефти и нефтепродуктов возбуждено дел / принято решений о наличии нарушений злоупотребление доминированием 10 / 867 / 3599 / 59 соглашения или согласованные действия 3 / 143 / 3043 / 33 антиконкурентные акты и действия органов власти 11 / 69 / 74 / 2
9 Всего в 2009 году наложено штрафов на сумму свыше 26 миллиардов рублей. Практически все решения антимонопольного органа обжалуются в судебном порядке. Размер уплаченных в бюджет, по результатам судебных разбирательств, штрафов на текущий момент - более 144 миллионов рублей. Дела ФАС России по нарушениям на рынках нефти и нефтепродуктов
ФАС России оштрафовала ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «НК «Роснефть» за нарушение антимонопольного законодательства. Компании злоупотребляли доминирующим положением на рынке, устанавливая монопольно высокие цены в 2008 г. Штрафы оспариваются в судах. Кроме того, в связи с продолжавшимся в 2009 году необоснованным ростом цен ФАС России возбудила новые дела. Размер назначенных штрафов по этим делам был увеличен. Общая их сумма по двум сериям дел составила: ОАО «Лукойл»1,4 + 6,5 = 7,9 млрд. рублей ОАО «ТНК-ВР Холдинг»1,1 + 4,2 = 5,3 млрд.рублей ОАО «Газпром нефть»1,4 + 4,7 = 6,1 млрд.рублей ОАО «НК «Роснефть»1,5 + 5,3 = 6,8 млрд. рублей 10 Дела против нефтяных компаний
11 Содержание предписания нефтяным компаниям Снизить цены, представить в ФАС России обоснования цен; Не допускать компенсацию снижения доходности от поставок на внешний рынок повышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке; Проводить открытые торги нефтепродуктами на электронной торговой площадке, либо на товарно- сырьевой бирже; Вести раздельный учет затрат и доходов по оптовым и розничным продажам и по основным видам нефтепродуктов; Обеспечить возможность заключения прямых контрактов хозсубъектами, не входящими в группу лиц компании, с НПЗ.
12 Предложения ФАС России по формульному ценообразованию I. Р={(ВК – ЭП – L)*К+ акциз}*НДС ± Р – цена приобретения на территории Российской Федерации; ВК - внешняя котировка (Platts, …) ЭП – экспортная пошлина на вывоз нефтепродуктов L – транспортная логистика от НПЗ до места реализации внешнего рынка (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье); К – курс доллара США к рублю на дату исполнения контракта; – дифференциал, который учитывает особенности оборота нефтепродуктов на территориях Российской Федерации (значение должно быть конкретизировано) II. P = Внутр.К ± Внутр.К – внутренние котировки с привязкой к индексу ЭТП и/или биржи, и/или композитный (ЭТП/биржа + прямые контракты)
13 Предложения ФАС России установить обязательность предоставления услуг по хранению нефтепродуктов в крупных региональных нефтепродуктохранилищах; ввести запрет на совмещение в рамках одного лица деятельности по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами; ввести запрет на приобретение и строительство АЗС на территории муниципального образования хозсубъектам, доля которых на локальном рынке превышает 35-50%. Если нефтяные компании не способствуют развитию конкуренции, в том числе биржевой торговли, прозрачности и информационной открытости, законодательство должно допускать возможность применения структурных мер:
14 Развитие биржевой торговли нефтепродуктами Предписания антимонопольного органа: –о продаже определенного количества продукции на товарной бирже; –о согласовании особенностей формирования стартовой цены при продажах на бирже. Закупки нефтепродуктов на бирже государственными и муниципальными организациями: –директива государства; –внесение изменений в законодательство. Налоговое стимулирование производителей нефти и нефтепродуктов: –налог на прибыль; –акцизы. Механизмы субсидирования затрат непосредственных потребителей нефтепродуктов.
15 Развитие конкуренции и совершенствованию ценообразования на авиатопливо Переход к формульному ценообразованию в прямых договорах поставки; Применение цен, формирующихся на торгах; Утверждение правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах; Создание альтернативных топливно-заправочных комплексов; Введение государственного (ценового) регулирования на услуги по хранению и заправке воздушных судов; Изменения в законодательстве, направленные на разделение аэропортовой и перевозочной деятельности авиапредприятий; ограничения на совмещение деятельности ТЗК по хранению, заправке и реализации авиатоплива в аэропортах. План Правительства РФ утвержден по предложению ФАС России
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!