ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА На пути к конкурентному рынку услуг по обеспечению авиатопливом Заместитель руководителя ФАС России А.Н.Голомолзин
2 Реформы на воздушном транспорте: 90-е годы Осуществлены базовые структурные и институциональные преобразования: Проведены акционирование и приватизация аэропортов, в т.ч. ТЗК регулирование как субъектов естественных монополий; акционирование и приватизация авиакомпаний; дерегулирование воздушных перевозок. Созданы основы правовой базы воздушного транспорта, отвечающей рыночным условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана система госрегулирования транспортной деятельности. 380 авиакомпаний 1300 аэропортов АнтимонопольныйконтрольАнтимонопольныйконтроль АдвокатированиеконкуренцииАдвокатированиеконкуренции законодательство Отраслевое О естественных монополиях ФАС РоссииМинтранс РосавиацияФТС России +
3 Снижение административных барьеров До 2007 годаПосле 2007 года Решение Правительства РФ принято по инициативе ФАС России Свобода выбора маршрута Изменение условий лицензирования воздушных перевозок Выдача лицензий на вид деятельности АВ* авиакомпании Выдача лицензий на маршруты и установление квот АВ ФАС России Дела в отношении АВ авиакомпании *АВ -
4 Проблемы, влияющие факторы, барьеры Экономические и технологические барьеры Изменения конъюнктуры внешних рынков авиатоплива Коллективное доминирование ВИНК; Монопольное положение ТЗК. Неразвитость организованной торговли авиатопливом; Отсутствие прямых отношений между производителем топлива и авиакомпанией. Ограничение доступа к услугам в аэропортах, в т.ч. получению слотов и услугам ТЗК. высокая стоимость авиатоплива; необоснованный рост стоимости перевозок; снижение конкурентоспособности авиакомпаний; ограничение транспортной доступности.
5 Меры антимонопольного воздействия 2008 год: 65 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках авиатоплива, в том числе дела в отношении ВИНК, ТЗК, трейдеров. Общая сумма штрафов более 5,6 млрд.рублей; Конкуренция на рынке авиатоплива снижение цен; Обеспечение доступности к услугам ТЗК развитие конкуренции на рынке авиатопливообеспечения увеличение транспортной доступности.
год Меры антимонопольного воздействия Более 30 дел на рынках авиатоплива и услуг ТЗК в аэропортах в, том числе, повторно в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «РОСНЕФТЬ, ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ», ОАО «ТНК – ВР ХОЛДИНГ». Нарушения на рынках оптовой реализации нефтепродуктов, в том числе авиатоплива.
7 НПЗ ТЗК Посредники-перепродавцы Рост цен на авиакеросин 20-30% Ростовское дело: Реализация авиатоплива с использованием посреднической схемы (4 посредника, не осуществляющие производство авиатоплива и не имеющие мощностей по его хранению) в течение 1 дня привела к увеличению стоимости товара без его фактического перемещения на 4 тысячи руб./тн. Движение денежных средств Меры антимонопольного воздействия Фактическая поставка авиатоплива
8 Варианты организации деятельности ТЗК, контролируемые: Авиакомпаниями цена низка, но и качество низкое. Нефтяными компаниями цена высока, качество высокое. Аэропортами ТЗК по остаточному принципу. Схемы организации рынка услуг по авиатопливо обеспечению В зависимости от точек зрения ситуация может получить дополнительное множество оценок.
9 Навязывание комплексной услуги: Анапа; Минеральные Воды; Хабаровск; Калининград; Красноярск; Краснодар. Авиакомпания ТЗК Меры антимонопольного воздействия Реализация авиатоплива Хранение авиатоплива Заправка топливом
10 1. Навязывание комплексной услуги ТЗК Анапа, Хабаровск, Калининград. Экономические и технологические барьеры Авиакомпания реализация хранение заправка
11 2. Навязывание комплексной услуги Создание дискриминационных условий Минеральные Воды, Краснодар ТЗК Авиакомпания реализация хранение заправка Экономические и технологические барьеры хранение заправка Базовая или аффилированная авиакомпания Нефтяные компании реализация
12 3. Раздел рынка. Монополизация рынка авиатопловообеспечения Красноярск ТЗК Авиакомпания Экономические и технологические барьеры Нефтяные компании Резервируют 100% хранения заправка Авиакомпания
13 Нарушение доступа к услугам в аэропортах: Непредставление слотов, Отказ в заключении договоров на наземное обслуживание - Владивосток, Саратов, Якутск, Екатеринбург, Минеральные Воды, Калининград. Меры антимонопольного воздействия Во избежание ограничения конкуренции на рынках воздушных перевозок в годах ФАС России отказала в совершении сделок по приобретению – ООО «Ютэйр-Лизинг» 100% акций ОАО «Аэропорт «Рощино» (Тюмень»); ООО «Авиакомпания «Ютэйр» 49% акций ОАО «Аэропорт «Рощино» (Тюмень); ОАО «Международный аэропорт «Внуково»(Москва) по приобретению 49% акций ОАО «Авиакомпания «Атлант-Союз»; А также по созданию ОАО «Татарстан- Авиа» (ОАО «Международный аэропорт Казань» + ОАО «Авиакомпания «Татарстан»)
14 Меры по развитию конкуренции и совершенствованию ценообразования на авиатопливо Переход к формульному ценообразованию в прямых договорах поставки; Применение цен, формирующихся на торгах (тендерах авиационных и нефтяных компаний, электронных площадках, бирже); Утверждение правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах, в том числе к услугам ТЗК; Создание условий для создания альтернативных ТЗК (сегодня альтернативные ТЗК в 10 аэропортах); Введение государственного (ценового) регулирования на услуги по хранению и заправке воздушных судов; Изменения в законодательстве, предусматривающие: разделение аэропортовой и перевозочной деятельности авиапредприятий; ограничения (запрет) на совмещение деятельности ТЗК по хранению, заправке и реализации авиатоплива в аэропортах.
15 Формула цены на авиатопливо Цена(net-back)= МК – ЭП - Тр ±Δ Цnb – предельно возможная цена, определяемая по методу обратного отсчета от условий внешнего рынка (NetBack); МК– значение международных котировок; ЭП – экспортная пошлина на авиакеросин; Тр – транспортные расходы; Δ – дифференциал, значение которого может зависеть от условий оплаты, премий участникам оборота нефтепродуктов; Цена = ВК ± Тр ±Δ ВК внутренние котировки с привязкой к индексу ЭТП, и/или биржи, и/или композитный (ЭТП / биржа+ прямые контракты) справедливая цена прозрачность ценообразования
16 Правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах Определение порядка доступа к услугам в аэропортах (распределение слотов, услуги по хранению и заправке ВС и услуги по наземному обслуживанию); Устранение необоснованного отказа владельцев объектов инфраструктуры аэропортов в обслуживании отдельных потребителей услуг аэропорта: Обеспечение равных условий оказания услуг потребителям; Приоритетность оказания услуг; Стандарты раскрытия информации об услугах; Порядок разрешения споров.
17 Динамика средней стоимости услуг в крупнейших аэропортах РФ
18 Государственное регулирование услуг субъектов естественных монополий в аэропортах РФ Анализ рынка услуг по авиатопливо обеспечению Альтернативные ТЗК*ТЗК-монополисты** Ценовое регулированиеЗаправка воздушных судов Хранение авиатоплива * Стоимость услуги по авиатопливообеспечению на конкурентном рынке на 15-20% ниже, чем на рынке, где ТЗК занимает монопольное положение. ** За последний год цены на авиатопливо снизились, а цены на услуги ТЗК выросли.
19 Ожидаемые результаты Развитие конкуренции на рынках поставок авиатоплива и оказания услуг по авиатопливообеспечению; Обеспечение права доступа инвесторов альтернативных ТЗК; Обеспечение прозрачности деятельности ТЗК; Снижение стоимости авиатоплива и как результат снижение стоимости воздушных перевозок; Повышение качества услуг в сфере авиатопливообеспечения.
20 Спасибо за внимание!