Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Ростов-на-Дону2011 Доклад на тему: «Применение судами антимонопольного законодательства» Семинар-совещание г.Элиста
2 Информация о рассмотренных в делах Государственные и муниципальные заказчики направляют в Ростовское УФАС России информацию о результатах проведенного аукциона если: Хозяйствующие субъекты допущенные к участию в аукционе все кроме одного не явились на аукцион; Хозяйствующие субъекты участники аукциона не подавали ценовых предложений (пассивное поведение на аукционе). В соответствии с п. 3.1 протокола от г. 4 заседания Комиссии по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области под председательством Главы Администрации (Губернатора) области. По результатам рассмотрения вышеуказанной информации в период с 2009 по 2011 год было возбуждено и рассмотрено ______________ дел по статье по п.2 ч.1 ст.11 Закона «О защите конкуренции». Из них по _______ делам вынесены решения о признании участников аукциона нарушившими. Подавляющее большинство хозяйствующих субъектов уличенных антимонопольным органом в осуществлении согласованных действий и привлекаемых к административной ответственности (предусмотренной ч.1 ст КоАП РФ) пользуются правом обжалования в судебном порядке принятого антимонопольным органом решения.
3 ДОВОДЫ СУДОВ свидетельствующие, по мнению суда, об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, это: Отсутствие, какой-либо связи (материальной, родственной и иной) между участниками торгов; Не проведение антимонопольным органом анализа конкурентной среды на товарном рынке для определения однотипности поведения участников; Не доказанность факта преднамеренности действий участников торгов или отсутствия объективных факторов обосновывающих такие действия;
4 ПЕРВЫЙ ДОВОД И ПОЗИЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА Так, к примеру, Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в вынесенном постановлении по делу А /2009 отметил следующее: …при этом суд не установил какой-либо связи между участниками аукциона (ни в части учредителей, ни в части родственных или иных связей). Доказательства наличия какой-либо связи между участниками аукциона отсутствуют и у антимонопольного органа… Наличие требуемых судом связей между участниками аукциона является основанием рассмотрения их в рамках категории «группа лиц». Выделение категории «группа лиц» является технико-юридическим приемом, позволяющим рассматривать совокупность лиц в качестве особой структурной единицы рынка.
5 ВТОРОЙ ДОВОД И ПОЗИЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА Пятнадцатым Арбитражным Апелляционным судом по делу А /2009 отмечено следующее: …При квалификации действий хозяйствующих субъектов как нарушение статьи 11 Закона антимонопольный орган должен подтвердить наличие согласованных действий через их объективированный результат, а именно: путем определения соответствующего товарного рынка в его продуктовых, географических и уровневых границах, проведения анализа его состояния и обоснования однотипности поведения на нем хозяйствующих субъектов… В соответствии с административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках только при необходимости. Участники одного аукциона уже действуют в единых географических и товарных границах. В соответствии с административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках только при необходимости. Участники одного аукциона уже действуют в единых географических и товарных границах.
6 ТРЕТИЙ ДОВОД И ПОЗИЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу А /2009 Таким образом, выгодный результат участия общества в аукционе по одним лотам в отсутствие конкурентов и аналогичный результат по другим лотам может свидетельствовать о правонарушении при доказанности факта преднамеренности их действий по согласованию указанной модели поведения, при которой устраняется конкуренция (часть 1 статьи 8 Закона о конкуренции) или при доказанности отсутствия объективных факторов, вызвавших совпадение действий одного из участников с действиями другого (других) участников (пункт 2 постановления Пленума 30)… Возможность согласовать свои действия участникам аукциона обеспечивается самой процедурой проведения торгов, регламентируемой 94-ФЗ «О размещении заказов». По результатам рассмотрения заявок публикуется протокол, который позволяет участникам аукциона получить информацию о конкурентах, зарегистрированных по конкретным Лотам.
7 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА, ВОЗМОЖНОСТЬ СОГЛАСОВАНИЯ Извещение о проведении аукциона Рассмотрение заявок (протокол рассмотрения) Аукцион (процедура аукциона) Согласование групп. поведения 1 этап 2 этап 3 этап Возможность участников торгов согласовать модель поведения на процедуре аукциона обеспечивается закрепленным в 94-ФЗ «О размещении заказов» порядком проведения торгов.
8 ОТСУТСТВИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН Не доказанность отсутствия объективных факторов, вызвавших совпадение действий одного из участников с действиями другого (других) участников Предварительное определение границ (п. 3.4.) Для доказывания наличия согласованных действий на торгах достаточно доказать отсутствие изменений в объективных факторах определяющих условия осуществления хозяйственной деятельности (к примеру: изменение закупочных цен, изменение объема предложения, и т.д.) за определенный период. В качестве данного периода, видится целесообразным определить следующий срок – с даты опубликования извещения о проведении аукциона до времени и даты начала проведения процедуры аукциона. «Определенный период» - это период с момента подачи заявок участником аукциона до момента участия в торгах (аукционе).
9 ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ СУДОВ Тезисы изложенные в данном докладе были предметом обсуждения Ростовским УФАС России и судей Арбитражного суда Ростовской области и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда на организованном в года мероприятии «круглый стол» по вопросам применения судами антимонопольного законодательства. После данного мероприятия позиция судов изменилась. Суды стали оценивать доказательства собранные антимонопольным органом с учетом вышеуказанных обстоятельств. О переоценке судами своей позиции относительно вышеуказанных доводов свидетельствую принятые по результатам рассмотрения дел 13988/2010, 14092/10 судебные акты. Предметом рассматриваемого дела являлись обстоятельства (поведение участников) имевшие место при проведении государственными и муниципальными заказчиками Ростовской области открытых аукционов на закупку продуктов питания для нужд МДОУ и ЛПУ Ростовской области.
10 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!