ПОДГОТОВИЛА ГАДЕЛИЯ Д., 9 а А. А. ФЕТ Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ночной, ночные тени Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря !..
Афанасий Афанасьевич Фет ( настоящая фамилия Шеншин ) родился 19 ноября (1 декабря ) 1820 года в усадьбе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Отец Фета, Афанасий Шеншин, был богатым помещиком, ротмистром в отставке. Мать Афанасия Фета, Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина. Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию. Каролина Шарлота оставила на родине мужа и дочь. Их сын Афанасий, будущий поэт, был записан на фамилию отца. Это не соответствовало законам того времени, так как ребенок родился до венчания родителей. Когда ему было 14 лет, « ошибка » в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства. Позже у Каролины Шарлоты и Шеншина родилось еще два сына и две дочери.
Учился в немецкой школе - пансионате в городе Верро ( ныне Выру, Эстония ), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. " Благословение " на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший : " Это несомненное дарование ". Первый сборник стихотворений Фета " Лирический пантеон " вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях. Ради достижения своей цели вернуть дворянское звание в 1845 он покинул Москву и поступил на военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи. Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб - уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга. В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей " неслыханную цену " за свои произведения.
Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении ; он избирается мировым судьей в Воробьевке. Так продолжалось почти 20 лет. В конце х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название " Вечерние огни ". ( Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.) В 1888, в связи с " пятидесятилетием своей музы ", Фету удалось добиться придворного звания камергера ; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию " Шеншин ", " одним из счастливейших дней своей жизни ". Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н. с.) 1892 в Москве.
Творчество Для поэзии Фета характерны : " языческий " культ прекрасной " плоти ", предметность, созерцание идеализированных, покоящихся чувственных форм, конкретность, наглядность, детализованность образов, их ясность, четкость, пластичность ; основная тема любви получает чувственный характер. Поэзия Фета покоится на эстетике прекрасного, - на принципах гармонии, меры, равновесия. Она воспроизводит душевные состояния, лишенные всякой конфликтности, борьбы, резких эффектов ; рассудок не борется с чувством, " наивное " наслаждение жизнью не омрачается моральными побуждениями.. Задача поэзии Ф. - раскрытие красоты в природе и человеке ; ей не свойственен юмор, она витает в сфере изящного. Замкнутость формы часто получает у Фета выражение в кольцевой композиции стихотворения, завершенность - в подчеркнутой строфичности ( при крайнем разнообразии строф ), особая легкость и в то же время стройность - в урегулированном чередовании длинных и коротких строк. В красоте для Фета осуществляется связь идеального и данного, " духовного " и " плотского ". Постоянно у Фета стремление раскрыть " абсолютное " в индивидуальном, приобщить " прекрасное мгновение " к вечности. Просветленное и умиротворенное лирическое созерцание - основная настроенность поэзии Фета. Обычные для молодого Фета объекты созерцания - пейзаж, античный или среднерусский, подчас с мифологическими фигурами, группы из античного и мифологического мира, произведения скульптуры и т. д. По богатству ритмики, разнообразию строфического построения Фета занимает одно из первых мест в русской поэзии.
Теперь Мой прах уснет забытый и холодный, А для тебя настанет жизни май ; О, хоть на миг душою благородной Тогда стихам, звучавшим мне, внимай ! И вдумчивым и чутким сердцем девы Безумных снов волненья ты поймешь И от чего в дрожащие напевы Я уходил - и ты за мной уйдешь. Приветами, встающими из гроба, Сердечных тайн бессмертье ты проверь. Вневременной повеем жизнью оба, И ты и я - мы встретимся - теперь !