Школа полного дня как форма подготовки к выбору индивидуального образовательного маршрута Булах Елена Викторовна Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики Баташова Светлана Михайловна
Актуальность Важнейшая задача школы ХХI века – формирование устойчивой мотивации познания, то есть привитие учащимся желания учиться всю свою жизнь. Миссией школы становится обеспечение подрастающего поколения необходимой ориентировкой и средствами самоопределения в трудовой, социальной, политической и экономической жизни. Сказанное выше определяет в качестве одной из актуальных задач современной российской школы – создание условий для профессионального самоопределения в процессе обучения. Введение профильного обучения является одним из крупных направлений модернизации образования. Профильное обучение – это система дифференцированного обучения, позволяющая школьникам выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с целью обеспечения эффективного профессионального самоопределения и самореализации. Главные задачи профильного обучения – «более полно учитывать интересы и способности учащихся».
Актуальность Чтобы выбор школьником индивидуального образовательного маршрута был наиболее точным, необходимо учитывать его учебную и внеучебную деятельность, которые в общеобразовательной школе разъединены. Школа же полного дня – это образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребёнка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.
Проблема проблемы современной системы образования порождены противоречиями между: - образовательными потребностями обучающихся и единообразием образовательных стандартов; - целью личного и профессионального самоопределения старшеклассников и организацией образовательного процесса, не содержащего пространство для самоопределения.
Объект: образовательный процесс в школе полного дня. Предмет: школа полного дня как форма подготовки к выбору индивидуального образовательного маршрута.
Цель: разработать модель школы полного дня, ориентированную на подготовку учащихся к выбору индивидуального образовательного маршрута.
Гипотеза основана на предположении о том, что школа полного дня может способствовать подготовке к выбору индивидуального образовательного маршрута в случае, если: - осуществляется вариативность форм и методов организации урочной и внеурочной деятельности; - реализуется нелинейная организация образовательного процесса; - разработаны критерии и показатели для определения готовности учащихся к выбору индивидуального образовательного маршрута.
Задачи: Определить сущность ведущих понятий работы. Проанализировать структуру и содержание деятельности школы полного дня с целью определения её возможностей. Определить критерии и показатели готовности учащихся к выбору индивидуального образовательного маршрута. Реализовать модель школы полного дня на практике.
Методологическая база исследования Общей методологической основой исследования является личностный, системный, рефлексивно- деятельностный подход к определению возможностей школы полного дня как формы подготовки к выбору индивидуального образовательного маршрута; категориальный аппарат педагогики (подготовка, готовность, педагогическое проектирование, индивидуальный образовательный маршрут) и выводы диалектической философии (диалектика части и целого, общего и особенного, причины и следствия, восхождения от абстрактного к конкретному).
Теоретическая база исследования - концепция личностно-ориентированного обучения (Ю.П.Азаров, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и другие); - педагогические научные труды учёных о сущности, структуре, классификациях и особенностях реализации индивидуального образовательного маршрута (Т.В.Алексеева, Л.Н.Бережнова, С.В.Воробьёва, А.Г.Гогоберидзе, Н.А.Лабунская, Е.В.Пискунова, С.А.Писарева, А.Т.Тряпицына); - положения теоретико-методологического характера, относящиеся к рассмотрению возможностей школы полного дня (А.Зверев, А.Н.Тубельский, О.С.Газман, Н.Сысоева, В.Кутьев).
Этапы исследования: На первом этапе исследования происходили осознание и постановка проблемы исследования, изучение и анализ литературы по теме исследования; формулировка научного аппарата исследования; определение экспериментальной базы и разработка программы педагогического эксперимента. На втором этапе проходила опытно-экспериментальная проверка выдвинутых положений гипотезы. На третьем этапе обрабатывались экспериментальные данные, внедрялись результаты работы в образовательное пространство МОУ «Седельниковская СОШ 1», происходило оформление диссертационной работы.
Критерии и показатели готовности обучающихся к выбору индивидуального образовательного маршрута. КритерииПоказатели мотивационный Стремление к изменению своей позиции в образовательном процессе; осознание цели и необходимости выбора индивидуального образовательного маршрута; проявление субъектной позиции. деятельностный Участие в разработке индивидуального образовательного маршрута, умение оценивать собственные возможности и возможности индивидуального образовательного маршрута. рефлексивный Умение адекватно оценивать свои возможности в данном индивидуальном образовательном маршруте.
Мотивационный критерий
Деятельностный критерий
Рефлексивный критерий
Выводы Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что уровень готовности учащихся к выбору индивидуально- образовательного маршрута возрос по всем критериям. Реализация модели школы полного дня позволила установить продуктивность основных идей исследования. Таким образом, в ходе опытно- экспериментальной работы, цель исследования была достигнута и были решены поставленные задачи. Общие выводы подтверждают правомерность гипотезы.