ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ
АГРЕССИЯ – ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ, ПРИЧИНЯЮЩЕГО УЩЕРБ (ФИЗИЧЕСКИЙ ИЛИ МОРАЛЬНЫЙ) САМОМУ СЕБЕ, ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ОБЩЕСТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. АГРЕССИВНОСТЬ – ЧЕРТА ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩАЯСЯ ВО ВРАЖДЕБНОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ЛЮБОМУ ОБЪЕКТУ. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – НАМЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА НАНЕСЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА.
Причины проявления агрессивности: 1.Стремление привлечь к себе внимание сверстников; 2.Стремление получить желанный результат; 3.Стремление занять высокий уровень иерархии коллектива; 4.Защита и месть; 5.Обида.
Особенности воспитанников, провоцирующие агрессивное поведение: 1.Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков. 2.Сниженный уровень саморегуляции. 3.Сниженная самооценка. 4.Нарушение в отношении со сверстниками.
Если ребёнок агрессивен. Общий алгоритм: 1.Оцените ситуацию. 2.Если есть физическая угроза, примите меры, чтобы защитить человека, подвергающегося агрессии. Если это не в ваших силах, зовите на помощь. 3.Необходимо вывести ребёнка из того места, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. Прижмите руки ребёнка своими руками и уверенным тоном скажите: «Успокойся, возьми себя в руки!» 4.Только после того, как ребёнок успокоится, обсудите случившееся.
Правила экстренного вмешательства: 1.Игнорироваь незначительную агрессию. 2.Сначала успокоить, потом обсудить. 3.Акцентировать внимание на поступке, а не на личности ребёнка. 4.Контролировать собственные негативные эмоции. 5.Не усиливать напряжение ситуации. 6.Сохранять положительную репутацию. 7.Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Правило 1: Игнорировать незначительную агрессию. -п-простое игнорирование реакций ребёнка -выражение понимания чувств ребёнка: « Я понимаю, что тебе обидно» -переключение внимания или предложение какого-либо задания
Правило 2: Сначала успокоить, потом обсудить В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное поведение с минимальным количеством слов. Когда ситуация разрешена, обе стороны должны успокоиться. Сразу после инцидента провести обсуждение.
Правило 3: Акцентировать внимание на поступке, а не на личности ребёнка Приёмы установления обратной связи с ребёнком: 1.Констатация факта: «Сейчас ты преступаешь допустимую черту» 2.Расскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?» 3.Раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: «Мне не нравится, когда со мной говорят таким тоном» 4.Апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило»
Правило 4: Контролировать собственные эмоции Если педагог контролирует свои негативные эмоции, тогда он: -не подкрепляет агрессивное поведение детей; -демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией; -сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Правило 6: Сохранять положительную репутацию 1.Публично минимизировать вину ребёнка: «Ты не хотел его обидеть». 2.Не требовать полного подчинения, позволить выполнить требования взрослого по-своему( потянуть время, заставить повторить требования несколько раз, построить гримасы и т.д.) 3.Предложить компромисс, договор со взаимными уступками.
Правило 7: Демонстрировать модели неагрессивного поведения Приёмы поведения взрослого, альтернативные агрессивному поведению ребёнка: 1.Молчаливое заинтересованное выслушивание. 2.Предоставление возможности ребёнку успокоиться наедине. 3.Внушение спокойствия невербальными средствами (тихий голос, позитивная мимика). 4.Использование юмора( «Ты сейчас круче Шварценеггера!»). 5.Признание чувств и интересов ребёнка, сообщение собственных интересов, апелляция к правилам и т.д.
Конкретные упражнения для ознакомления детей с собственной агрессией и способами её выражения: 1.Крикотерапия. 2.Гневный человек. 3.Рисование гнева. 4.Письмо гнева. 5.Рецепт злого ребёнка.
Упражнение 1: Крикотерапия Завести в классе «стаканчик гнева». В него можно громко кричать, а потом «выливать» содержимое.
Упражнение 2: Гневный человек Попросить детей принять гневную позу. Затем, постепенно снимая напряжение в мышцах, отпустить гнев и принять позу спокойствия.
Упражнение 3: Рисование гнева. Пофантазировать, на что похож гнев и нарисовать его. Во время рисования выплеснуть на бумагу все отрицательные эмоции. Затем рисунок можно порвать, помять, выбросить.
Упражнение 4: Письмо гнева. Написать письмо тому, на кого ты злишься, описывая свои чувства с преувеличением. Затем это письмо порвать.
Упражнение 5: Рецепт злого ребёнка Ребёнок должен сам придумать рецепт, как из хорошего ребёнка можно сделать злого 10 способами. хороший злой
Упражнения на сдерживание агрессивной реакции: 1.Скажи себе стоп. 2.Досчитай до Возьми себя в руки. 4.Почувствуй землю.
Упражнение 1: Скажи себе «стоп» Мысленно делаем значок «стоп» и кладём его в кармашек. Как только почувствуем, что не справляемся со своим гневом, дотрагиваемся до кармашка, и сразу успокаиваемся.
Упражнение 2: Досчитай до 10 Когда ребёнок злится, ему предлагают научиться считать до 10, а потом проявлять свою злость. Можно сжать 10 раз кулаки или подняться на носках.
Упражнение 3: Возьми себя в руки Нужно научить ребёнка буквально брать себя в руки (обнимать, сжимать) : чем больше злишься, тем сильнее сжимаешь.
Упражнение 4: Почувствуй землю Когда злишься, постарайся встать всей стопой на пол и представь себя скалой или деревом.