LOGO 1 Современные вызовы и риски развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания Афанасьева Е.А. методист отдела воспитательной работы
2 План Цель. Вызовы и риски (понятия) 1 Особенности гражданского образования 2 Вызовы и риски образования 3 Проблемы гражданского образования в оценках учителей 4
3 Знания Качества Позиция Ценности Действия Гражданственность
4 Цель: Выявление трудностей, обсуждение путей их решения
5 Вызовы и риски Вызовы Задачи, которые встают перед гражданским обществом в связи с изменениями жизни Проблемы Риски Возможные негативные последствия и препятствия, которые могут возникнуть при решении задач
6 Понимание особенностей гражданского образования Ценности свободы, ответственность, самоопределение, независимость толерантность, уважение многообразия Гражданское образование существовало Всегда, различными были его принципы и цели В советское время: марксизм-ленинизм; Коммунистическая партия; Интернационализм. Гражданское образование Современное понимание: Религиозная духовность, Государственничество (державность), патриотизм
7 Принципы гражданского образования ПринципыПринципы Отказ от индивидуальн ости Стремление к упрощенности Бюрократизация Поощрение однообразия
8 Гражданское демократическое образование в отличие от коммунистического воспитания: Не имеет претензий на тотальность; Не дает готовых ответов, а учит ставить вопросы; Оставляет пространство для индивидуального решения и не стремится к единообразию.
9 Вызовы и риски: 1-й уровень Содержание Методический компонент (методика преподавания, методическое обеспечение)
10 Вызовы и риски : 2-й уровень Кадровое обеспечение Результативность гражданского образования Учет реалий окружающей жизни
11 Вызовы и риски: 3 –й уровень Ценностные ориентиры общества Исторический опыт и традиции Социальные отношения и стандарты взаимодействия в обществе
12 Проблемы гражданского образования в оценках учителей По результатам опроса 2011 год
13 Государственная политика и управление образовательным учреждением Отсутствие системности единых подходов в гражданском образовании; Недостаточное внимание государства к вопросам гражданского образования; Недостаточное количество учебного времени; Авторитаризм и косность руководителей образовательных учреждений; Непоследовательность государственной политики и отсутствие национальной идеи; Слабое финансирование образования
14 Общество и социальные ценности Низкий уровень правовой и политической культуры; Общественная пассивность; Несоответствие между теорией и практикой демократии в общественной жизни России; Слабое осознание значимости гражданского общества и гражданского и духовно нравственного образования; Размывание ценностей и нравственных основ общества; Отсутствие демократических традиций и практики гражданского общества; Нравственные ценности не значит религиозные!
15 Ресурсная база Отсутствие качественных учебно-методических материалов; Информационный вакуум; Недостаточность материальных ресурсов; Отсутствие материалов, позволяющих выявить результативность; Разночтение в теоретических вопросах
16 Подготовка и работа преподавателей Нехватка или отсутствие квалифицированных кадров; Отсутствие мотивации преподавателей; Несформированность гражданских ценностей у учителей; Противоречия между учителями разных предметов
17 Особенности учащихся Отсутствие мотивации школьников; Низкий уровень правовой культуры и воспитанности; Равнодушие к гражданским ценностям
18 Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее 40 ног. Что делать? Серьезно подумав, сова посоветовала сороконожке стать белкой, ведь, имея всего четыре ноги, можно избавиться от 90% боли. -Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой?- спросила сороконожка -А это уже твоя проблема. Я только даю советы,- ответила сова.
19 Литература: Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России //История и обществознание в школе, , с.80 Кузнецова Л.В. Развитие содержание понятия «гражданственность»// Народное образование 6, 2009 Самсонова Н.В. Проблемы духовно- нравственного воспитания в современной России. Сб. Воспитание XIX века, 2011, с. 97