Бюджетная классификация и план счетов в Албании
Исторический обзор В начале 90-х годов Албания перешла от централизованной экономической системы к рыночной экономике. За этим процессом последовал: Пересмотр реестра доходов, изменение его элементов; Подготовка и утверждение новых ставок налогов. Изменение методов определения назначения доходов Изменение видов доходов и наращивание потенциала Изменение структуры и классификации бюджетных доходов и расходов, на основе которой была постепенно сформирована бюджетная и учетная классификация.
Реформа в области бюджетной классификации. С 2008 года в Республике Албания действует новый органический бюджетный закон 9936 от «Об управлении бюджетной системой в Республике Албания» Каждый год Главное управление по бюджету готовит среднесрочную бюджетную программу (ССБП) на последующие три года совместно с проектом бюджета на следующий год, который также является первым годом ССБП. На основе ежегодного закона о бюджете Министерство финансов готовит 2 подробные бюджетные инструкции для исполнения бюджета на обоих уровнях правительства (центральном и местном)
Реформа в области бюджетной классификации(продолжение) В соответствии с органическим бюджетным законом бюджетная классификация состоит из : a) Экономической классификации Расходы: с текущие расходы с капитальные расходы Доходы: от налоговые доходы 750 доходы от взносов социального обеспечения вторичные доходы (неналоговые доходы) внутренние и внешние текущие гранты внутренние и внешние капитальные гранты б) Функциональной классификации – 10 функций, согласно Классификации функций правительства (COFOG) в) Классификация на основе программ – около 120 программ г) Классификация по источникам финансирования – 5 глав д) Административная классификация – по бюджетополучателям и территориальным казначейским отделениям (географическая) Эта бюджетная классификация доходов и расходов применима как для бюджетных, так и учетных процессов.
Реформа в области плана счетов Формирование плана счетов началось в 1998 году посредством внесения изменений в закон 7661 от 19 января 1993 года «О бухгалтерском учете». На основе этого закона был принят Указ Совета министров 248 от 10 апреля 1998 года «О принятии государственного плана счетов», 20 января 2001 года в Указом Совета министров 25 в него были внесены изменения, в соответствии с которыми был внедрен государственный бухгалтерский учет для учетного реестра и составления финансовой отчетности по каждому бюджетному учреждению по: центральным министерствам и другим центральным учреждениям местному уровню по районам, учреждениям, которые не полностью охвачены казначейской системой, на национальной основе для всех министерств, центральных и местных учреждений.
Реформа в области плана счетов (продолжение) В настоящее время все вопросы бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом 9228 от 29 апреля 2004 года, с изменениями в соответствии с Законом 9477 от 09 февраля 2006 года «О бухгалтерской и финансовой отчетности», в соответствии с которым требуется внедрение: Национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ) Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ, МСФО). Данный закон распространяется на: 1. Коммерческие компании 2. Другие некоммерческие организации, когда их финансовая и бухгалтерская отчетность не регулируется другими законами. В настоящее время процедуры бухгалтерского учета, реализуемые бюджетополучателями на центральном и местном уровнях, представляют собой комбинированный подход, сочетающий в себе как «модифицированный кассовый» и «модифицированный метод начисления».
План деятельности на будущее В области БК и ПС существует план деятельности, целью которого является полное внедрение критериев Международных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе; (IPSAS). Внедрение IPSAS начнется в 2013 году Этот процесс будет постепенным до полного внедрения метода начисления для: 1. бюджетополучателей 2. небюджетных государственных единиц 3. государственных корпораций.
Интегрированная казначейская система (на основе Oracle) С 2007 года Министерство финансов начало внедрение интегрированной казначейской системы (Oracle), которая обеспечивает связь в режиме реального времени между бюджетными, учетными и казначейскими процедурами. Конфигурация ее основных параметров представлена в таблице ниже :