1 О РОЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕФОРМЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ А.Н.Лоцманов Первый заместитель Руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия г. Салехард, 21 сентября 2010 г.
2 ФЗ 184 «О техническом регулировании» Закон принят 18 декабря 2002 г. Вступил в действие 1 июля 2003 г. Реформа должна была закончиться 1 июля 2010 г. В закон внесено 13 изменений В настоящее время подготовлены 14-е поправки к закону Изменениями от 30 декабря 2009 года сняты сроки окончания реформы 9 марта 2010 г. утвержден 5-ый вариант Правительственной программы разработки технических регламентов (67 регламентов, было 184) На 20 сентября 2010 г. утверждено 20 регламентов
3 75% - стандарты и своды правил 15% - технический регламент 10% внедрение технического регламента
ЗАДАЧИ РЕФОРМЫУЧАСТИЕ КОМИЕТА РСПП Разработка технических регламентов Экспертиза проектов регламентов (в Комитете более 2000 экспертов). Разработка новых проектов регламентов. Доведение мнения промышленности до авторов регламентов и органов власти. Формирование доказательной базы регламентов: стандартов и сводов правил Создание межотраслевых советов по стандартизации. Совместно с Росстандартом реорганизация работы технических комитетов по стандартизации с широким привлечением промышленности. Активизация участия российской промышленности в работе ИСО и МЭК. Внедрение технических регламентов Взаимодействие с министерствами и ведомствами по отработке механизма применения регламентов. Регулярное проведение региональных конференций по разъяснению механизма действия регламентов. Обеспечение обратной связи промышленности с министерствами и ведомствами, ответственными за применение регламентов.
5 Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 20 января 2010 г. 8 Правительству Российской Федерации: а) утвердить программу разработки технических регламентов, содержащую исчерпывающий перечень технических регламентов исходя из принципов формирования Единого экономического пространства, четко определив в этом документе максимально сжатые сроки разработки технических регламентов с соответствующим планом – графиком и формы утверждения технических регламентов; б) Подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части признания затрат предприятий на разработку национальных стандартов в качестве обоснованных расходов, включаемых в затраты на производство товаров и услуг;
6 в) Подготовить и внести в Государственную Думу закона о внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматривающий, в том числе: возможность применения при разработке российских технических регламентов европейских принципов «нового подхода» и «модульного подхода», основанных на использовании в технических регламентах только общих требований безопасности и упрощении выбора процедур оценки соответствия; создание единой национальной системы аккредитации на основе международных и европейских принципов и подходов; возможность применения временных стандартов (предстандартов) и стандартов организаций для целей подтверждения соответствия в отношении инновационной продукции;
7 д) подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования института ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, прежде всего производителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий; е) подготовить проект межправительственного соглашения «О техническом регулировании» с государствами - участниками Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также предложения по поэтапному переходу на единую систему технического регулирования и поэтапной гармонизации национальных законодательств в области технического регулирования; ж) представить предложения по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти при осуществлении государственных функций по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, в том числе по исключению возможности совмещения функций по государственному контролю (надзору) и аккредитации; к) обеспечить принятые технические регламенты стандартами и сводами правил в качестве доказательной базы выполнения обязательных требований к продукции и связанных с ними процессам.
8 Требует совместных усилий государства и бизнеса решение следующих вопросов: Планирование работ по стандартизации; Организация взаимодействия производителей и потребителей продукции по разработке и внедрению новых стандартов; Участие в международной стандартизации; Финансирование работ по стандартизации; Ускорение внедрения инновационных технологий на базе создания новых стандартов. Н овой формой взаимодействия бизнеса и государства стали Межотраслевые советы по стандартизации, создаваемые совместно РСПП и Ростехрегулированием..
9
10 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СОВЕТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ государство РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ промышленность РСПП ТПП РФ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ НОВАЯ СХЕМАСТАРАЯ СХЕМА государтво РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
11 Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в нефтегазовом комплексе Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в строительном комплексе Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в металлургическом комплексе Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в сфере информа- ционных технологий Совет по аккредитации Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в химическом комплексе КОМИТЕТ РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Межотраслевой совет по ТР в сфере инновационных технологий АНО «Институт Развития Промышленности»
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ИСО И МЭК ОБНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СОВЕТЫ государство РОССТАНДАРТ промышленность РСПП РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ТК
13 Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в нефтегазовом комплексе: 1.Объединение технических специалистов более 90 ведущих компаний, том числе Газпром, Роснефть, Транснефть, Лукойл и т.д. 2.Реорганиз ованы технически е комитет ы и создан ТК 23 со структурой, аналогичной ТК 67 ИСО. 3.Подготовлен перспективный план обновления национальных и гармонизации международных стандартов на 3 – 5 лет. 4.Налажено в заимодействие со смежными отраслями по разработке и внедрению новых стандартов. 5.В годах п роведено четыре отраслевых конференций по стандартизации и техническому регулированию в нефтегазовой отрасли. Пятая конференция пройдет сентября 2010 г. в Салехарде.
14 РАБОТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ 23 «ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ДОБЫЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА» В 2008 году – 9 стандартов ИСО* В 2009 году – 15 стандартов ИСО В 2010 году – 20 стандартов ИСО Технический Комитет 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны» В 2009 году – 5 стандартов ИСО В 2010 году – 6 стандартов ИСО * ИСО – Международная организация по стандартизации
15 Межрегиональные конференции по техническому регулированию в России: 2009 год: Уральский ФО (Екатеринбург), апрель – 750 человек. Северо-западный ФО (Санкт- Петербург), май- 450 человек. Сибирский ФО (Новосибирск), июнь – 420 человек. Южный ФО (Астрахань), 8 октября человек. Москва и Московская область, 16 октября – 1000 человек. В 2005 – 2009 годах проведено более 30 региональных конференций в федеральных округах.
16 Текущая деятельность АНО «ИРП» Институт оказывает экспертные и консультативные услуги предприятиям и организациям различных отраслей промышленности по широкому спектру вопросов, связанных с реформой технического регулирования, нормативно-правовым обеспечением в сферах промышленной и пожарной безопасности. В настоящее время заключены договора с рядом компаний, среди которых ОАО «РЖД» и ГК «Роснанотех». Проводимые работы связаны с экспертным сопровождением реформы технического регулирования и продвижением интересов компаний при подготовке и обсуждению проектов ФЗ.
17 «ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПОТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРЕДСТОИТ ПРИНЯТЬ ЕДИНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВ «ТРОЙКИ». ЭТА РАБОТА ДОСТАТОЧНО СЛОЖНАЯ. И МЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ БИЗНЕС ВЫСТУПИЛ СВОЕОБРАЗНЫМ КОНТРОЛЁРОМ БЮРОКРАТИИ. ЧТОБЫ В ХОДЕ ИНТЕГРАЦИИ И СБЛИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ ЭКОНОМИКУ, НЕ ВОЗНИКЛИ БЫ НОВЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ». Из выступления Председателя Правительства РФ В.В.ПУТИНА на встрече с руководством РСПП 17 мая 2010 года:
18 Структура Комиссии Таможенного союза с учетом создания Экспертного совета промышленников и предпринимателей стран участников ТС Комиссия Таможенного Союза Координационный Комитет Секретариат Комиссии Органы сторон Экспертный Совет промышленности
19 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ