1 «О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В ХОДЕ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ» А.Н.ЛОЦМАНОВ Первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
2 Принятые технические регламенты НаименованиеПринятВступил (вступает) в действие 1. Специальный технический регламент « О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ » Октябрь 2005Апрель Технический регламент на молоко и молочную продукциюМай 2008Декабрь Технический регламент на масложировую продукциюИюнь 2008Декабрь Технический регламент « О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту » Февраль 2008Январь Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей Октябрь 2008Апрель Технический регламент о требованиях пожарной безопасностиИюль 2008Май Технический регламент на табачную продукциюДекабрь 2008Декабрь Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков Апрель 2009Апрель 2011
3 НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СВОДЫ ПРАВИЛ
4 80% - стандарты и своды правил 15% - технический регламент 5%- план по внедрению технического регламента Создание технического регламента - это только 15 % всей работы. Формирование комплекта стандартов и сводов правил к европейским директивам иногда требует 3-4 года. Большинство проектов технических регламентов не имеет межведомственного плана внедрения.
5 Для внедрения 17 первоочередных регламентов необходимо: -утвердить 85 постановлений Правительства, -разработать или обновить более 6000 стандартов. В России ежегодно пересматривается около 1200 стандартов, в Германии Средний срок обновления стандартов: в США 5 лет; в Германии и Японии 4 года; в России 12 лет.
6 Принятие закона о ТР Темпы разработки и обновления национальных стандартов
Млн 7
8 Разработка национальных стандартов Ростехрегулирование Технические комитеты по стандартизации Отраслевые НИИ Предприятия Госстандарт СССР Институты Госстандарта Министерства СССР Отраслевые институты Министерств Предприятия В СССР разработкой стандартов занимались отраслевые НИИ и институты Госстандарта. С утратой потенциала отраслевой науки основную роль в стандартизации должны играть промышленные предприятия за счет делегирования своих специалистов и финансирования работ по разработке национальных и международных стандартов.
9 Таблица 3 Классы пожарной опасности строительных материалов Свойства пожарной опасности строительных материалов Класс пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп КМ0КМ1КМ2КМ3КМ4КМ5 ГорючестьНГГ1 Г2 Г4 Воспламеняемость-В1 В2 В3 Дымообразующая способность-Д1Д3+Д3 Токсичность продуктов горения-Т1Т2 Т3Т4 Распространение пламени по поверхности для покрытия полов -РП1 РП2РП4
10 Межрегиональные конференции по техническому регулированию в России: 2009 год: Уральский ФО (Екатеринбург), апрель – 750 человек. Северо-западный ФО (Санкт- Петербург), май- 450 человек. Сибирский ФО (Новосибирск), июнь – 420 человек. Южный ФО (Астрахань), 8 октября. Центральный ФО (Московская область), ноябрь. В 2005 – 2008 годах проведено более 25 региональных конференций в федеральных округах.
11 Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия создан в октябре 2004 года; Руководитель Комитета - Пумпянский Д.А., Председатель Совета директоров ОАО «ТМК»; В состав е Комитета работают представители более 1600 промышленных объединений и ассоциаций, предприятий и научных учреждений. Задачи комитета: Вовлечение промышленности в реформу технического регулирования; Координация усилий промышленников и предпринимателей, научной общественности, отраслевых объединений в ходе реформирования системы технического регулирования и стандартизации; Осуществление взаимодействия промышленных ассоциаций с органами государственной власти.
12 Администрация Президента России Правительство России Федеральное Собрание России Ростехрегулирование Отраслевые союзы Промышленные предприятия, корпорации Региональные отделения РССП КОМИТЕТ РСПП ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, СТАДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ
13 Европейская экономическая комиссия ООН Европейская комиссия Объединение промышленников и предпринимателей Европейского Союза Межгосударственный совет СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC) ) (EASC) Международная организация производителей нефти и газа Национальный орган по стандартизации Германии Международная организация пользователей стандартов Национальный орган по стандартизации Франции Американское общество по материалам и испытаниям Американский институт нефти Ассоциация европейского бизнеса в России Международная организация по стандартизации Европейский комитет по стандартизации Институт стандартизации Великобритании КОМИТЕТ РСПП ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, СТАДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ активно взаимодействует с международными и национальными организациями по стандартизации
14 Требует совместных усилий государства и бизнеса решение следующих вопросов: Планирование работ по стандартизации; Организация взаимодействия производителей и потребителей продукции по разработке и внедрению новых стандартов; Участие в международной стандартизации; Финансирование работ по стандартизации; Ускорение внедрения инновационных технологий на базе создания новых стандартов. Н овой формой взаимодействия бизнеса и государства стали Межотраслевые советы по стандартизации, создаваемые совместно РСПП и Ростехрегулированием..
15 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СОВЕТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ государство РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ промышленность РСПП ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
16 Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в нефтегазовом комплексе Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в строительном комплексе Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в металлургическом комплексе Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в сфере информа- ционных технологий Совет по аккредитации Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в химическом комплексе КОМИТЕТ РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Межотраслевой совет по ТР в сфере инновационных технологий АНО «Институт Развития Промышленности»
17 Межотраслевой совет по ТР и стандартизации в нефтегазовом комплексе: 1.Объединение технических специалистов более 90 ведущих компаний, том числе Газпром, Роснефть, Транснефть, Лукойл и т.д. 2.Реорганиз ованы технически е комитет ы и создан ТК 23 со структурой, аналогичной ТК 67 ИСО. 3.Подготовлен перспективный план обновления национальных и гармонизации международных стандартов на 3 – 5 лет. 4.Налажено в заимодействие со смежными отраслями по разработке и внедрению новых стандартов. 5.В годах п роведено три отраслевой конференции по стандартизации и техническому регулированию в нефтегазовой отрасли. О чередная конференция пройдет в октябре 2009 г. в Казани.
18 Межотраслевой совет по техническому регулированию в строительном комплексе России: 1.Активное участие в изменении закона «О техническом регулировании». 2.Разработка технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» 3.Актуализация фонда СНиПов и национальных стандартов. 4.Обобщение и перевод в раздел национальных нормативно-технических документов «территориальных строительных норм».
19
20 Создание межотраслевых советов позволяет решать следующие задачи: 1.Вовлечение промышленности в работу по обновлению национального фонда стандартов и софинансирование этой работы. 2.Координация взаимодействия и баланс интересов бизнеса и государственных структур. 3.Предотвращение возможных ошибок с обеих сторон и диктата чиновников. 4.Активизация участия России в международной стандартизации.
21 Основные проблемы с разработкой нормативно-правового обеспечения и введения в действие технических регламентов. 1.Принятие технических регламентов, как правило, не сопровождается разработкой и внесением изменений в смежное законодательство, а также в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. 2.Не определены федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за практическое применение конкретных регламентов и уполномоченные представлять официальные разъяснения для хозяйствующих субъектов и потребителей продукции. 3.Не внесены необходимые изменения (дополнения) в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие введение ответственности за нарушение требований технических регламентов.
22 4.Необходимость обновления фонда стандартов, являющихся доказательной базой технических регламентов, требует экстренных мер по совершенствованию национальной системы стандартизации с учетом все возрастающей роли бизнеса в этом процессе. 5.Существующая система налогообложения принуждает предприятия оплачивать расходы на разработку национальных и международных стандартов из прибыли, а не за счет производственных затрат, что противоречит международной практике. 6. Существующая процедура публичного обсуждения проектов технических регламентов позволяет проводить его формально и фактически не учитывать реального мнения ни промышленности, ни потребителей. В результате чего большинство из 8 принятых регламентов потребовали внесения изменений практически сразу после утверждения. 7.Отсутствие эффективных процедур разработки и введения регламентов ЕврАзЭС на территории России приводит к параллельной работе над двумя регламентами России и ЕврАзЭС, причем в ряде случаев сроки принятия российских регламентов опережают сроки принятия регламентов ЕврАзЭС.
23 Предложения Комиссии Президиума Генерального совета ВПП «Единая Россия» по вопросам промышленности и предпринимательства по совершенствованию работ в сфере технического регулирования (25 июня 2009 г.). 1. Законодательно установить статус Межотраслевых советов по техническому регулированию и стандартизации и технических комитетов по стандартизации в единой национальной системе технического регулирования. 2. Внести изменения в бюджет Российской Федерации в части увеличения государственного финансирования работ по стандартизации на 2010 и последующие годы в размере 1,5 – 2 млрд. рублей. 3. Внести изменения в статью 270 части II Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения затрат на стандартизацию из налогооблагаемой базы с целью стимулирования участия бизнес- сообщества в разработке и внедрении инновационных стандартов. 4. На законодательном уровне обеспечить создание единого российского национального государственного органа по аккредитации.
24 5. Внести изменения в административное законодательство в части усиления ответственности за несоблюдение требований технических регламентов. 6. Внести изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части совершенствования процедуры общественного обсуждения проектов технических регламентов в их окончательной редакции, принимаемой Федеральными законами или постановлениями Правительства. 7. Законодательно обеспечить необходимость подготовки законопроектов по внесению изменений в смежное законодательство при подготовке проектов технических регламентов. 8. Гармонизировать законодательство в сфере технического регулирования стран Таможенного Союза с целью создания единых процедур разработки технических регламентов и национальных стандартов. 9. Внести изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части увеличения срока реализации реформы технического регулирования.
25
26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ