ПРЕДЛОЖЕНИЯ РСПП ПО СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ Заместитель Руководителя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А. Н. Лоцманов
Идея реформы заключалась в создании благоприятных условий для предпринимательства и снятии излишних административных барьеров и ограничений. Федеральный закон «О техническом регулировании» базируется на положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной Торговой Организации. Основная цель закона – обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технические регламенты, которые содержат обязательные требования и добровольные стандарты и своды правил.
Основные проблемы, возникшие в ходе реформы технического регулирования: Принципы технического регулирования, предлагаемые идеологами реформы, коренным образом отличаются от принципов технического регулирования, принятых в странах ЕС и одобренных Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). Европейский подход принят практически всеми бывшими республиками СССР. Основным отличием российского Закона «О техническом регулировании» является включение в сферу его действия безопасности процессов производства. Это приводит к необходимости разработки и принятия в виде законов значительно большего количества регламентов (по некоторым оценкам до 700)
Оглавление: Статья 11. Организация работ командированного персонала Статья 16. Состав бригады Статья 17. Подготовка рабочего места и первичный допуск к работе Статья 19. Окончание работы, сдача-приемка рабочего места, закрытие наряда (распоряжения), включение электроустановок после полного окончания работ Статья 40. Обходы и осмотры воздушных линий, расчистка трасс от растительности Статья 60. Организация производства работ с применением автомобилей, грузоподъемных машин, механизмов и лестниц
... Работникам, пользующимся электроинструментом и ручными электрическими машинами, не разрешается: передавать ручные электрические машины и электроинструмент, хотя бы на непродолжительное время, другим работникам; разбирать ручные электрические машины и электроинструмент, производить какой-либо ремонт; держаться за провод электрической машины, электроинструмента, касаться вращающихся частей или удалять стружку, опилки до полной остановки инструмента или машины; устанавливать рабочую часть в патрон инструмента, машины и изымать ее из патрона, а также регулировать инструмент без отключения его от сети; работать с приставных лестниц; для выполнения работ на высоте должны устраиваться прочные леса или подмости;
В России до сих пор не разработано активно используемое в развитых странах законодательство о применении принципа наилучших существующих технологий для расчёта технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в расчёте на единицу выпускаемой продукции (что предусмотрено Федеральным законом от г. 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Последствия принятия технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» Регламент разработан в инициативном порядке и принят Постановлением Правительства РФ в октябре 2005 г. Вступил в действие мае т.г. Отсутствие комплексного подхода к его разработке и внедрению привело к: -прекращению выпуска отдельных видов автомобилей (УАЗ, ИЖ 2126, ВАЗ 2106, ОКА); - сокращению более 20 тысяч работников на ряде предприятий; - необоснованным барьерам при импорте подержанных автомобилей.
В международной практике технического регулирования вопросы безопасности продукции решаются по видам опасности, в России предлагается отраслевой подход. Это ведет к необходимости многократного повторения идентичных требований по безопасности в каждом отраслевом документе. В европейских директивах приводятся только общие требования к безопасности продукции. Все конкретные характеристики приводятся в стандартах, гармонизированных с данной директивой. Действующая редакция закона практически не реализуема и не решает задачу снятия административного давления с бизнеса. Принятие и внедрение технических регламентов, разработанных в соответствии с действующей редакцией закона, приведет к стагнации и технологическому отставанию российской промышленности, вплоть до остановки производства.
Предложения РСПП по внесению изменений в закон «О техническом регулировании» и их последующей реализации. 1. В соответствии неоднократными поручениями Правительства России необходимо внести изменения в ФЗ 184 «О техническом регулировании» максимально гармонизировав его с европейским законодательством. 2. Регламенты должны определять только безопасность продукции и не должны дублировать правила безопасности процессов производства и охраны труда. 3. Регламенты должны создаваться по видам опасности, а не по отраслевому принципу. 4. В статье 13 перечень документов в области стандартизации дополнить «сводами правил», к которым могут относиться СНиПы, СанПиНы и другие отраслевые своды правил.
5. Регламенты не должны содержать конкретных характеристик технологических процессов и продукции, а определять общие принципы обеспечения безопасности. Все конкретные характеристики должны содержаться в стандартах и сводах правил, являющихся доказательной базой данного регламента. 6. При создании регламентов должен определяться перечень национальных стандартов и сводов правил, которые будут являться его доказательной базой. 7. «До вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти, в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, могут вносить изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти…».
8. Расширить функции национального органа по стандартизации и государственное финансирование работ этих работ. 9. Определить правовой статус технических комитетов по стандартизации, их права и обязанности. 10. В соответствии с предлагаемыми поправками подготовить новые методические рекомендации по разработке технических регламентов. 11. С участием представителей РСПП и других общественных организаций провести корректировку и широкое обсуждение программы разработки технических регламентов, значительно уменьшив их общее количество до регламентов.
12. Ростехрегулированию с участием межотраслевых советов по стандартизации подготовить перспективный план разработки национальных стандартов, тесно увязанный с программой разработки технических регламентов. 13. К разработке регламентов на всех стадиях, начиная с технического задания и концепции регламента, должны максимально широко привлекаться специалисты данной отрасли. При этом необходимо обеспечить участие представителей профильных технических комитетов.
Изменения к закону предусматривают: Отмену деления технических регламентов на общие и специальные Введение перечня первоочередных технических регламентов Исключение из сферы действия закона процессов производства и требований в области охраны труда, не связанных с безопасностью конечной продукции Уточнение статуса технических регламентов, принимаемых международным договором (заключенном в порядке, установленном законодательством РФ) Включение в состав документов по стандартизации сводов правил Введение принципа «презумпции соответствия» в отношении национальных стандартов и сводов правил Утверждение Правительством РФ перечня национальных стандартов и сводов правил с методами испытаний Уточнение целей стандартизации и понятия «система стандартизации» Решение проблем переходного периода в части полномочий Правительства РФ и возможности внесения изменений в нормативные правовые и нормативные документы Допускается возможность разработки и принятия технических регламентов по истечении переходного периода
Изменения к закону предусматривают: Изменения, связанные с содержанием технического регламента: - вместо исчерпывающего перечня продукции, в отношении которой устанавливаются технические требования, технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, которое должно обеспечить их однозначное определение, а обязательные требования, содержащиеся в техническом регламенте не являются исчерпывающими - В техническом регламенте должны содержаться правила и формы оценки соответствия - Открыт перечень безопасностей, которые обеспечивают требования технических регламентов.
Комитет по техническому регулированию, стандартизации оценке соответствия Решением Бюро Правления РСПП в октябре 2004 года создана Рабочая группа по техническому регулированию; В начале 2006 года Рабочая группа преобразована в Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия; В состав Комитета входят более 600 представителей промышленности, научной общественности, отраслевых объединений.
Задачи Комитета по техническому регулированию, стандартизации оценке соответствия: Вовлечение промышленности в реформу технического регулирования; Координация усилий промышленников и предпринимателей, научной общественности, отраслевых объединений в ходе реформирования системы технического регулирования; Осуществление взаимодействия промышленников с органами государственной власти
КОМИТЕТ РСПП ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ АдминистрацияПрезидентаРоссии ПравительствоРоссииФедеральноеСобраниеРоссииРостех–регулирование Отраслевыесоюзы ПромышленныеПредприятия,Корпорации РегиональныеотделенияРСПП
Работа Комитета по техническому регулированию, стандартизации оценке соответствия: Экспертно-аналитическое сопровождение и мониторинг хода реформирования национальной системы технического регулирования; Информирование регионов Российской Федерации о ходе реализации реформы; Изучение международного и национального опыта различных стран в области технического регулирования, стандартизации, аккредитации и оценки соответствия; Работа по реструктуризации существующей системы технических комитетов по стандартизации России в рамках Межотраслевых советов.
Информирование регионов Российской Федерации о ходе реализации реформы: Проведено более 15 семинаров в Уральском, Центральном, Южном, Северо-Западном, Сибирском, Приволжском округах и Республике Татарстан
Изучение международного и национального опыта различных стран в области технического регулирования, стандартизации, аккредитации и оценки соответствия: Международная конференция «Европейский опыт стандартизации и технического регулирования» (г.Брюссель, 2005 г.) Деловой визит делегации представителей Российского союза промышленников и предпринимателей в Немецкий институт стандартизации DIN и по изучению опыта участия немецкой промышленности в работе по разработке стандартов и европейских директив (г.Берлин, г.Франкфурт-на-Майне, май 2006 г.) Участие в работе Рабочей группы 6 Европейской Экономической Комиссии ООН, Рабочей группы по гармонизации стандартизации между ТК/CEN 12 и Россией
Работа по реструктуризации существующей системы технических комитетов по стандартизации России в рамках Межотраслевых советов: При Комитете созданы: Межотраслевой совет по стандартизации в нефтегазовом комплексе России; Межотраслевой совет по техническому регулированию в строительном комплексе России; Отраслевой совет по техническому регулированию в металлургии; Совет по аккредитации. Основная цель советов – выработка единой позиции по вопросам стандартизации и технического регулирования в отрасли
Совет по Аккредитации:Цели и Задачи 1. Целями создания Совета являются: · создание и развитие в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации в области оценки соответствия продукции, услуг, систем менеджмента и персонала; · создание условий для международного признания Российской национальной системы аккредитации; · содействие внедрению в Российской Федерации международных стандартов по аккредитации; · содействие международному признанию результатов подтверждения соответствия; · содействие интеграции российского бизнеса в мировую экономику, присоединению к глобальной концепции устойчивого развития, повышению доверия и признанию российских товаропроизводителей на основе общепринятых подходов к оценке соответствия; · создание открытых и доступных правил по аккредитации, гармонизированных с международной системой аккредитации; 2. Основными задачами Совета являются: · разработка и реализация механизмов координации работ заинтересованных сторон в сфере аккредитации и подтверждения соответствия; · участие в мониторинге и анализе функционирования национальной системы аккредитации; · участия в международных и региональных организациях по аккредитации и оценке соответствия. 2
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ