Лебединцев Владимир Борисович к. п. н. Красноярский ИПК работников образования
Проблематика введения ФГОС в малокомплектной начальной школе и предложения по разработке необходимых инструктивно-методических материалов
Кому рекомендации по введению ФГОС? Региональным органам управления образованием Муниципальным органам управления образованием Специалистам системы повышения квалификации Руководителям школ Педагогам школ
Кому рекомендации по введению ФГОС? Можно воспользоваться ФГОС как средством изменения организации образовательного процесса в МКШ. Это самое сложное! Рекомендации должны быть прежде всего направлены: Руководителям и педагогам школ
Какой объект будет предметом наших исследований и разработок? Сельские школы с численностью учеников менее скольки? 100, 80, 60 учеников?
Проблемы МКШ при введении ФГОС Оформление и ведение документации. Одни классы на объединённых занятиях по новым стандартам, а другие по старым. Организация (содержание, формы, кадры) внеучебной деятельности в рамках реализации 10 часов. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях. Формирование коммуникативных и регулятивных умений (для этого требуется использование новых форм обучения).
Виды малочисленных сельских школ, нуждающихся в рекомендациях 1. Труднодоступная начальная общеобразовательная школа: с классами, объединёнными в один-два комплекта (учитель ведет занятия с несколькими классами одновременно, выполняя ещё и функции директора/заведующего) с четырьмя малочисленными классами- комплектами (с каждым классом ведёт занятия отдельный учитель)
Виды малочисленных сельских школ, нуждающихся в рекомендациях 2. Начальная общеобразовательная школа, расположенная в пределах транспортной доступности к базовой школе или центру дополнительного образования детей: с классами, объединёнными в один-два комплекта (учитель ведет занятия с несколькими классами одновременно, выполняя ещё и функции директора/заведующего) с четырьмя малочисленными классами- комплектами
Виды малочисленных сельских школ, нуждающихся в рекомендациях 3. Основная или средняя общеобразовательная школа с начальными классами, объединёнными в один-два комплекта «Пограничный» вид МКШ – основная или средняя школа, численностью до 100 учащихся с четырьмя классами- комплектами. Взять для «чистоты» методических рекомендаций
Заделы Красноярского края Система комплексного обучения и методического сопровождения пилотных школ по введению ФГОС. Опыт целостного изменения деятельности МКШ (образовательный процесс, программы, нормативные документы, управление…): разработка и внедрение систем обучения в разновозрастных коллективах на основе индивидуальных образовательных маршрутов и программ учащихся.
Как распределять ответственность регионов? 1-й вариант – по аспектам: нормативное финансирование, образовательный процесс, подготовка кадров и … (тогда все виды школ могут быть у всех регионов) … 2-й вариант – по видам школ (тогда всеми аспектами занимается каждый регион)
Принцип создания рекомендаций Работаем со школами: их вводим в проблематику введения ФГОС, вместе выделяем проблемы, вырабатываем решения, моделируем и внедряем, отслеживаем и потом… снимаем в качестве результата деятельности школ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методическое пособие «Модели реализация ФГОС в малокомплектной начальной школе» Проблематика МКШ в аспекте реализации ФГОС. Требования к обеспечению условий (процессуальных, содержательных, кадровых, материально-технических, учебно-методических и др.) в МКШ для реализации ФГОС. Общая организация и варианты реализации целостного образовательного процесса. Разработка основной образовательной программы начального общего образования в МКШ. Формирование универсальных учебных действий в МКШ. Использование новых моделей организации учебно-воспитательного процесса. Варианты организации внеурочной деятельности учащихся. Использование возможностей интернет-технологий. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровьям и одаренными детьми. Изменения в управлении МКШ. Локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие реализацию ФГОС.