Социокультурное проектирование 16 февраля 2010 г. г. Красноярск
Почему здесь и сейчас ? От нас хотят : Переход на новые образовательные программы Культурное оформление деятельности С нас спросят : Конкретные результаты Четкие сроки Что изменилось в школе ? Можно ли обойтись планом ???
Результаты исследования Требуются изменения : Учебный план школы Организационная система обучения Технология обучения Стиль отношений с учащимися Методы стимулирования учебной Де школьников Квалификация педкадров Система метод. работы с учителями МТБ Система контроля и оценки Re деятельности учителя
Результаты исследования Не требуются изменения : Принципы комплектования профильных классов и групп Программы обучения по ООб, Проф, Эл. Курсам Форма обучения Методы текущего контроля Re учащихся ДР и внеурочные мероприятия учащихся Режим организации УП в течении года, четверти,… Календарно - тематическое планирование
Проектирование Инженерное Гуманитарное ( Социокультурное )
Авторы и адресаты Проект как замысел Кому ??? Проект как документ Кому ??? Проект как деятельность, оформленная в документ Кому ???
Типы проектных стратегий Консервирующий ( сохраняющий условия развития ) Преобразующий ( экспортирующий культурные образцы в иной контекст ) Инновационный ( создающий новое )
Принципы проектирования « Критического порога модификации » « Зоны ближайшего развития » « Персонифицированности проекта » « Сохранения изменений » « Проблемно - целевой ориентации » « Соразмерности перемен » « Комплексности »
Ведущие проектировочные процедуры ( техники ) 1. Проблематизация 2. Разработка дебютных идей и вариантов возможных изменений ; прогноз социальных последствий 3. Выбор варианта с учетом ресурсов и оценки последствий 4. Проектное оформление 5. Разработка организационных форм реализации проекта
Логика проектирования Оформление проблемного поля Целеполагание Инструментализация
Проблематизация ( оформление проблемного поля ) Определение масштаба ситуации для анализа Определение и применение аналитического инструментария Определение расхождения ( противоречия ) между реальной картиной и идеальными представлениями ) на основе анализа ситуации
Целеполагание Определение объекта и тех его характеристик, которые должны быть изменены или созданы Описание результатов изменений в измеримых ( проверяемых ) характеристиках Определение динамических ( промежуточных ) и терминальных ( достаточных ) изменений Прогноз последствий проектных преобразований в объекте и в контекстах Формулирование задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей
Инструментализация Описание мероприятий и содержания деятельности ( планы, способы их выполнения, итоги мероприятий ) Формы организации исполнителей и целевых групп Ресурсы : люди ( компетентности ), политика финансы, материалы, Организация оценки достижений ( экспертиза )
Виды целей Приемлемые – появляются тогда, когда нет достаточных ресурсов, информации, времени для постановки оптимальной цели. Оптимальные - для качественного изменения объекта при имеющихся возможностях и ресурсах. Стратегические – ориентир на будущее развитие.
Характеристики целей полнота - цели должны быть определены ясно и полно непротиворечивость - отдельные цели не должны противоречить друг другу измеримость - цели должны быть измеримы, чтобы на промежуточных этапах и на момент завершения проекта можно было установить, действительно ли цели достигнуты реалистичность - цели все же должны оставаться доступными и реалистичными.
Задачи Задачи – шаги по достижению цели. Формулируя задачи, мы отвечаем на вопрос « ЧТО СДЕЛАТЬ ?» Задачи могут выполняться как последовательно ( вытекая одна из другой ), так и параллельно.
Оценка проектных предложений Три компонента оценки : Уместность Выполнимость Устойчивость
Анализ уместности проекта Определите кто нуждается в изменениях. На решение каких проблем направлен проект. Какие цели поставлены. Какие действия предполагается осуществить для достижения цели.
Анализ выполнимости проекта Определение и оценка внешних факторов влияния. Анализ логической структуры проекта. Четкие представления о результатах и возможностях их проверки ( измерения ). Анализ влияния полученных результатов на решение заявленной в проекте проблемы. Анализ достаточности и качества ресурсов для реализации проекта.
Анализ устойчивости проекта Какие деятельности и результаты будут сохранены и продолжены после завершения сроков проекта Из каких источников будет поддержано продолжение деятельности и сохранение результатов Будет ли обеспечено адекватное поведение пользователей результатами проекта Будет ли обеспечено « место » новой деятельности и результатам в среде
SWOT- анализ Strengths ( сильные внутренние стороны ) Weaknesses ( слабые внутренние стороны ) Opportunities ( благоприятные внешние возможности ) Threats ( потенциальные внешние угрозы )
Структура проекта 1- й раздел – основная идея проекта 2- й раздел – сфера проектирования 3- й раздел – аудитория проекта 4- й раздел – цели и задачи 5- й раздел – формы реализации 6- й раздел – содержание проекта 7- й раздел – бюджет 8- й раздел – источники финансирования 9- й раздел – способы экспертизы
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 1- раздел Краткое описание основной идеи ( предварительный ответ на вопрос о намерениях проектировщика : « что именно будет сделано ?»)
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 2- й раздел Сфера проектирования : обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той сфере, в которой проектировщик намерен произвести изменения ; обоснование актуальности ( ответ на вопрос « почему ?»)
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 3- й раздел Аудитория проекта : описание той социальной группы, которой адресован проект ; ее основные характеристики и нужды ( ответ на вопрос : « для кого ?»)
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 4- й раздел Цели и задачи проекта : фиксирует желаемое состояние, которого необходимо достичь в результате реализации проекта ; конкретные шаги, осуществление которых обеспечит достижение желаемого результата ( ответ на вопрос « зачем ?»)
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 5- й раздел Форма реализации проекта : что именно намерен создавать или изменять проектировщик и в каком виде это будет удерживаться : институты, функции, технологии, процедуры и т. п. ( ответ на вопрос : « что должно получиться ?»)
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 6- й раздел Содержание проекта : Ответ на вопрос : « каким образом ?» Направления деятельности Содержание деятельности База реализации ИсполнителиСроки
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 7- й раздел Бюджет проекта : общая сумма, структура расходов и назначение планируемых расходов, их обоснование ( ответ на вопрос : « сколько это стоит ?»)
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 8- й раздел Источники финансирования : указания на то из каких источников и в каких долях формируется бюджет проекта, в том числе и периодичность поступления средств ( ответ на вопрос : « кто и на каких основаниях платит ?»)
Содержание проекта ( компоненты структуры ) 9- й раздел Способы экспертизы : указание на то, каким образом можно убедиться, что проект реализован ; каковы критерии достижений намеченных изменений ( ответ на вопрос : « как проверить ?»)