Лекция 12 BPM & SOA Мы имеем дело с множеством вещей, которых не можем сразу понять. Паоло Коэльо
План лекции Бизнес-процесс и функция Что такое BPM. Инструменты улучшения бизнес-процессов Сервис. Сервисно-ориентированная архитектура (SOA) Жизненный цикл SOA Бизнес-моделирование. Кому и зачем это нужно?
Бизнес-процесс или бизнес-функция? Функция – это задача, которую решает компания для собственного выживания и для достижения поставленных целей. Вопрос: Что делать? Бизнес-процесс – это просто реализация функции во времени, способ решения бизнес-задачи. Вопрос: Как делать? => Функции и процессы не являются противоположностями, а представляют лишь различные уровни абстракции Бизнес-процесс – связанная совокупность подпроцессов и/или бизнес- операций и/или бизнес-функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы и создается продукт (вещественный или нематериальный результат человеческого труда: предмет, услуга, научное открытие, идея), представляющий ценность для потребителя. Входные данные (input) Выходные данные (output) События (events) Действие (activity) Подпроцесс (subprocess) Показатели производительности (performance metrics)
BPR или BPM? Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) по М. Хаммеру - «функциональное проектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». Революция Gartner: BPM (англ. Business Process Management, управление бизнес-процессами) концепция процессного управления организацией, рассматривающая бизнес- процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям, и полагающаяся на такие принципы, как понятность и видимость бизнес- процессов в организации за счёт моделирования бизнес-процессов с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов, возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем. Эволюция BPM Методологическая составляющая Технологическая составляющая BPMS (Business Process Management Suite) - класс программного обеспечения, превращающий схемы процессов в исполняемый код.
Цели внедрения BPMS Концепция предполагает внедрение BPM-решения для достижения следующих целей: Скорость сокращение времени выполнения процессов за счёт регламентации и автоматизации шагов процессов, введения временных ограничений для исполнения шагов процессов; Качество за счёт прозрачности бизнес-процессов для всех участников, регламентации и средств мониторинга обеспечивается соблюдение всех предусмотренных правил; Управление на основе показателей выполнение процессов может контролироваться через наборы процессных показателей которые отражают затраты на процесс, время выполнения и загрузку ресурсов, таким образом, облегчая анализ и оптимизацию процесса на основании реальных значений показателей; Гибкость возможность достижения организационной гибкости компании через привлечение участников процессов к моделированию и перестройке.
Жизненный цикл BPM
BPM и SOA SOA - это архитектурный подход к определению, связыванию и интеграции повторно используемых бизнес-сервисов, имеющих четкие границы и самодостаточных по своей функциональности. В рамках такой архитектуры можно организовывать бизнес- сервисы в бизнес-процессы. Инструменты улучшения бизнес-процессов Программное обеспечение, напр., IBM WebSphere Business Modeler Сервис-ориентированная архитектура (SOA) Что лучше всего подходит для SOA? Централизованные бизнес-функции, используемые несколькими субъектами. Интеграция с партнерами. Наличие работающих старых технологий.
Концепция SOA 1. Сервис Сервис - это функция, являющаяся четко определенной, самодостаточной и не зависящей от контекста или состояния других сервисов. Сервис - это программный компонент, реализующий законченную функцию предоставления или обработки данных, переводя их из одного целостного состояния в другое. 2. Концепция слабого связывания 3. Открытые стандарты (SOAP, WSDL и т.д.) 4. Реестры сервисов 5. Бизнес-процессы 6. Ориентация на стандарты
Базовая архитектура SOA Провайдер сервиса. Предоставляет сервисы, контракт по активизации которых и месторасположение опубликованы. Потребитель сервиса. Потребляет сервисы, соответствующие его бизнес-потребностям и обнаруженные в каталоге сервисов. Каталог сервисов. Служит для публикации и ведения списка сервисов, доступных для потребителей.
Жизненный цикл SOA Анализ бизнес-деятельности, сбор требований, моделирование, симуляции и оптимизации модели Реализация и тестирование сервисов Настройка среды исполнения сервиса, автоматизированное испольнение бизнес-процесса Управление и мониторинг ключевых показателей, диагностика проблем