Лекция 6-7 Банковские информационные системы
План лекции Понятие информационной банковской системы(ИБС), информационной банковской технологии (ИБТ); Модульность ИБС. Декомпозиция ИБС по функциональному принципу; Принцип единого информационного пространства при формировании ИБС; Безопасность ИБС; Эффективность ИБС; Взаимодействие модулей в ИБС.
Понятие ИБС, ИБТ Информационная банковская система (ИБС) – совокупность информационных технологий, используемых в банке в каждый момент времени, автоматизирующих полностью или частично выполняемые предметные технологии, характерные для данного периода развития информатики.* ИБС – совокупность банковских ИТ совместно с обеспечивающими ИТ.* Информационная банковская технология (ИБТ) – способ преобразования банковской информации на основе методов сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки данных в целях обеспечения подготовки, принятия и реализации управленческого решения с использованием средств персональной и вычислительной техники. ИБТ – 1. Способ реализации банковской технологии (технологии предметной области) на основе средств вычислительной техники. 2. Способ реализации банковской технологии с помощью одной или нескольких обеспечивающих ИТ.* * - Банковские информационные системы: учебник / под ред. профессора В.В. Дика. – М.: Маркет ДС, – 816 с.
Модульный принцип построения ИБС o Выделение элементов (модулей) системы: Функциональный принцип (кредитование, РКО, операционный день банка и т.д.); Объектный принцип (модуль головного банка, филиала, отделения, представительства и т.д.). o Набор модулей может варьироваться в зависимости от специфики банка, его направленности, масштаба деятельности, перечня и характера операций, реально выполняемых банком. o Деление на функциональные модули может отличаться в системах разных производителей (фирм- разработчиков), однако в целом находится в тесной зависимости от основных видов банковской продукции.
Декомпозиция ИБС по функциональному признаку Учетное ядро ИБС РКО Кредитно- депозитные услуги Операции с ценными бумагами... Контроль Планирование Анализ Front-OfficeHead-Office В структуре ИБС можно выделить 3 крупных блока: Front-Office, Back-Office; Head-Office. В некоторых ИБС функции принятия решений выносятся в качестве самостоятельных подсистем: прогнозирования балансов, денежных потоков и т.д.; плановой деятельности и бюджетирования; экономического анализа; либо выделяют наиболее значимые функции управления банком: подсистема управления ликвидностью; подсистема управления рисками.
Единое информационное пространство и ИБС Единая база данных Единое информационное пространство (ЕИП) Под единым информационным пространством банка можно понимать организацию информации, циркулирующей в банке, включая методы ее обработки, хранения и представления. Отличительной особенностью БД ИБС является совместное хранение данных с их описаниями (метаданными). Отличительными чертами хранилища данных (ХД) являются: - ориентация на предметную область; - защищенность; - поддержка хронологических данных; - интеграция в едином хранилище ранее разъединенных данных, поступающих из различных источников, а также их проверка, согласование и приведение к единому формату; - агрегация. ХД БД
ЕИП и ИБС Данные, обрабатываемые в ИБС ОперативныеАналитические Задачи ИБС: 1. Обеспечение повседневной работы банка по вводу и обработке информации 2. Анализ данных для выявления тенденций развития, прогнозирования состояний, оценки и управления рисками и т.п. OLTP-системы (On-Line Transactional Processing) OLAP-системы (On-Line Analytical Processing) ХД Внешние источники
ЕИП и ИБС Витрина данных (Data Mart) – это относительно небольшое специализированное хранилище данных, содержащее только тематически ориентированные данные и предназначенное для использования конкретным функциональным подразделением. Витрина данных Хранилище данных Витрина данных 1 «Анализ доходов» Витрина данных 2 «Анализ денежных потоков» Витрина данных N «Управление активами и пассивами»... Хранилище данных ИБС головного банка Внешние источники ИБС филиалов Типы витрин данных: Зависимые; Независимые.
Безопасность ИБС Безопасность ИБС Целостность Доступность Конфиденциа льность При функционировании системы информация может быть изменена только теми пользователями, которые имеют на это право. Действительная доступность компонента авторизованному (т.е. допущенному) пользователю в любое время. Определенная часть информации предоставляется только авторизованным пользователям. Примечание: Средства, технологии и методы обеспечения безопасности ИС рассматриваются в дисциплине «Информационная безопасность»
Эффективность ИБС Стоимость ИБС не должна превышать эффект от ее внедрения! Стоимость владения ИБС Влияние ИБС на производительность труда При оценке эффективности ИБС следует учитывать следующие факторы: - возможность контроля – недопущение ошибок пользователя при проведении банковских операций, поскольку возникновение подобных ошибок может повлечь за собой не только негативные последствия для деловой репутации, но и штрафы; - возможность поддержки уникального бизнеса компании – способность реализовывать конкурентные преимущества банка на рынке услуг; - возможность адаптации – способность поддерживать новые бизнес-решения и новые услуги банка.
Взаимодействие в ИБС Ориентация на работу большого количества пользователей Клиент-серверная архитектура ИБС Модель «тонкого» клиентаМодель «толстого» клиента
ИТ внешних взаимодействий коммерческого банка Телекоммуникационная среда Центральный банк РФ Клиенты банка Участники расчетов с использованием ПК Филиалы банка Коммерческие банки на территории РФ Международные банки- респонденты Прочие контрагенты банка Коммерческий банк
ИТ взаимодействия банка и клиентов Домашний банкинг (home banking) – предоставление банковских услуг клиентам на дому или в другом удобном для них месте, например на работе. Домашний банкинг Телефонный банкинг Интернет-банкинг Компьютерный банкинг Видеобанкинг Мобильный банкинг
Назначение и архитектура систем «Клиент-банк» Система «клиент-банк» - программный комплекс, используемый клиентами коммерческого банка для удаленного взаимодействия с ИБС банка и автоматизации документооборота между банком и его клиентами. При помощи системы «клиент-банк» банк может дистанционно оказывать следующие услуги: открытие счетов в различных валютах (расчетных, текущих, депозитных); получение информации о текущем состоянии счетов платежных документов клиента; получение выписки по счету за любой период; подготовка платежных документов (платежи за поставленные товары и услуги, оплата процентов по предоставленному кредиту, платежи в бюджет и пр.); совершение конверсионных операций (покупка / продажа валюты); получение справочной информации из банка (справочники для заполнения платежных документов, тарифы на банковское обслуживание и т.п.); проверка состояния карточных счетов расчетных и кредитных банковских карт; прочие операции (напр., подготовка документов на предоставление кредита или изготовление пластиковой банковской карты).
Назначение и архитектура систем «Клиент-банк» Клиентская часть (АРМ) Серверная часть (банк) Коммуникационная подсистема прием информации от клиента; проверку ЭЦП клиента; аутентификацию клиента банка; расшифровку принятой информации; передачу платежных документов в ИС Back-Office банка; принятие запросов и формирование ответов клиенту; генерацию запроса к различным ИС банка в соответствии с запросом, принятым от клиента; формирование ответного сообщения клиенту; шифрование исходящей информации; передачу информации клиентам. формирование платежных документов и прочих сообщений в банк; наложение ЭЦП на сформированные документы; шифрование документов и сообщений; пересылка в банк платежных документов и сообщений; прием информации из банка; обработка принятой информации. Типы каналов связи (коммуникационная подсистема): -Коммутируемые линии; - Выделенные линии.
Назначение и архитектура систем «Клиент-банк» По структуре система «Клиент-банк» представляет собой распределенную систему обработки данных. «КБ» на основе технологии «толстого клиента» «КБ» на основе технологии «тонкого клиента» -Требуется установка специального ПО у клиента, клиент может соединиться с банком только с определенного компьютера; -Клиент формирует финансовые документы в режиме off-line; -Каналы связи используются для передачи готовых документов и приема информации из банка (каналы цифровых сетей, радиоканалы, коммутируемые телефонные линии). -Программа-терминал,как правило, запускается через браузер; -Информация передается в банк по мере ввода ее клиентом, работа происходит в режиме on-line; -Коммуникационная среда – сеть Интернет
Система международных электронных межбанковских взаимодействий на основе системы S.W.I.F.T. S.W.I.F.T. – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication - сообщество всемирных банковских коммуникаций. Дата основания – май 1973 г. В составе 239 банков из 15 стран Западной Европы и Северной Америки. Главная цель создания системы – обеспечение всем ее участникам доступа к круглосуточной высокоскоростной сети передачи информации в стандартной форме при высокой степени защиты от несанкционированного доступа. Система SWIFT состоит из: двух операционных центров в США и Нидерландах, 5 активных систем в США и Нидерландах, каждая из которых представляет собой мощный вычислительный центр; региональных процессоров в различных странах; каналов связи общего пользования и назначения. Национальные клиринговые системы, основанные на стандартах S.W.I.F.T. : Англия (Clearing House Automated Payment System – CHAPS); Франция (Sagritter); Швейцария (Swiss Interbank Clearing – SIC); США (CHIPS) и др.
Список использованной и рекомендуемой литературы по теме Чистов, Д. В. Банковские информационные системы и технологии. Москва : Финансы и статистика, – 384 с. Банковские информационные системы: учебник / под ред. профессора В.В. Дика. – М.: Маркет ДС, – 816 с.