1 Рынок НПФ: в ожидании регулирования Павел Митрофанов Руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов, Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
2 Основные выводы Почему? Рост социальной значимости: по итогам 2010 г. число застрахованных лиц достигло 11 млн. человек Нет единой позиции государственных органов: законодательный «пинг-понг» Краткосрочные риски: агрессивная инвестполитика, конкуренция и издержки. Рынку НПФ необходимы регулирование и риск-менеджмент
3 Основные выводы НПФ необходимо регулирование и риск-менеджмент Почему? Рост социальной значимости рынка: по итогам 2010 г. число застрахованных лиц достигло 11 млн. человек. Нет единой позиции государственных органов: законодательный «пинг-понг» Краткосрочные риски: агрессивная инвестполитика, конкуренция и издержки.
4 Социальная значимость НПФ продолжает расти Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР, НП НАПФ; оценки «Эксперт РА» Сейчас – 11 млн участников, к 2012 г млн 2012 г: Не менее 100 тыс. «двухпроцентников» выйдут на пенсию.
5 Основные выводы НПФ необходимо регулирование и риск-менеджмент Почему? Рост социальной значимости рынка: по итогам 2010 г. число застрахованных лиц достигло 11 млн. человек. Нет единой позиции государственных органов: законодательный «пинг-понг» Краткосрочные риски: агрессивная инвестполитика, конкуренция и издержки.
6 Регуляторы НПФ: кто они? Минздравсоцразвития (стратегия развития пенсионной системы); МЭР (стратегические вопросы); Минфин (инвестирование пенсионных накоплений); ФСФР (лицензирование и оперативный контроль) Ситуация «законодательного пинг-понга»
7 Регулирование: позиций много, законов нет Сейчас: Размытость понятия сохранности пенсионных накоплений; Отсутствие закона о выплатах; Неопределенность пути развития системы: –Отмена пенсионных накоплений? –Сокращение объема накопительного элемента? –Развитие системы НПФ и качественное регулирование рынка? Зачем?
8 Регулирование рынка: что требуется? Определить конфигурацию и цели пенсионной системы; Определить пенсионные права по НЧТП и понятие сохранности; Принять закон о выплатах; Создать систему страхования пенсионных накоплений; Развивать качественное регулирование НПФ.
9 Основные выводы НПФ необходимо регулирование и риск-менеджмент Почему? Рост социальной значимости рынка: по итогам 2010 г. число застрахованных лиц достигло 11 млн. человек. Нет единой позиции государственных органов: законодательный «пинг-понг» Краткосрочные риски: агрессивная инвестполитика, конкуренция и издержки.
10 Инвестиционная стратегия: агрессивность без управления Необходимость реинвестировать «кризисные» депозиты; «Разворот» инфляции; Отсутствие систем риск-менеджмента. Неконтролируемый рост кредитных рисков
11 Система риск-менеджмента – редкость на рынке НПФ «Проникновение» риск-менеджмента БанкиУКСКНПФ Номинально – 100%,реально - 60% 50%20%10%
12 Инвестиционная стратегия: агрессивность без управления Структура пенсионных накоплений Источник: «Эксперт РА» Доля госбумаг падает, доля корпоративных облигаций растет
13 Конкуренция: рост издержек Источник: «Эксперт РА» Разброс: от 1% до 12% по итогам 2010 г. Негативные последствия конкуренции: рост издержек, репутационные риски, снижение инвестиционной привлекательности рынка
14 Успех ОПС – дорога в НПО ОПС в пенсионной системе – аналог ОСАГО на страховом рынке. Введение ОСАГО в 2003 г. способствовало развитию страхового рынка Развитие ОПС – фундамент для НПО