апрель 2004 г. Вопросы борьбы с мошенничеством в практике ОСАГО
Развитие рынка ОСАГО в России Введение ОСАГО является ключевым изменением, произошедшим на российском страховом рынке в 2003 году. Основными «драйверами» роста страхового рынка 2004 – 2005 станут ОСАГО и добровольное автострахование Сборы по ОСАГО, $ млрд Источник: Группа «АльфаСтрахование»
ОСАГО в России – можно ли снизить тарифы? Реальная структура тарифной ставки позволяет определить источники возможного снижения стоимости полиса: уменьшение объема покрытия ущемляет права потерпевших и делает Закон «фиктивным» РВД по ОСАГО находятся на нижней возможной границе (РВД по добровольным видам составляет 15-20% тарифа) снижение КВ не позволяет обеспечить качественный сервис сокращение выплат по случаям мошенничества – единственно возможный путь * Источник: Группа «АльфаСтрахование» обязательные отчисления 3% выплаты по случаям страхового мошенничества 15%* комиссионное вознаграждение 10% выплаты по страховым случаям 60% РВД 12%
Мошенничество в сфере ОСАГО Автовладелец Страховой агент Продажа неучтенных полисов, непоступление премии страховщику Оформление полиса после аварии «задним числом» Продажа поддельных полисов Организация «мнимой» аварии Завышение стоимости ущерба Сговор с ГИБДД в случаях, когда выплата Законом не предусмотрена Покупка полиса «напрокат», только до постановки на учет Предпосылки, создаваемые страховой компанией Недостаточный контроль за работой агентов Слабый учет полисов Недостаточная проверка обстоятельств страхового случая
Нанесение значительного материального ущерба автомобилю, хотя обстоятельства аварии должны его исключать (например, на парковке) Страховое событие произошло в отдаленной местности при отсутствии свидетелей Существуют родственные или дружеские связи между участниками аварии Страховой случай произошел сразу после заключения договора или перед его окончанием При страховании клиент предоставил дубликаты свидетельства о регистрации и ПТС Показания участников о обстоятельствах аварии противоречат друг другу При значительных механических повреждениях машины отсутствуют телесные повреждения Основные признаки мошенничества
Методы борьбы с мошенничеством. Агент Продажа поддельных полисов Жесткий контроль за движением полисов внутри страховой компании Регламентация и контроль сроков сдачи полисов агентами Оформление полиса после аварии «задним» числом
Методы борьбы с мошенничеством. Автовладелец Завышение стоимости ущерба Организация мнимой аварии Сбор подробной информации о ДТП, участниках, размере ущерба, времени наступления страхового случая Взаимодействие служб экономической безопасности и ГИБДД Введение аттестации независимых экспертов Оформление полиса после аварии «задним» числом
Взаимодействие страховых компаний. РСА автовладелец Страховщик Служба безопасности Служба безопасности Единая база данных РСА
Выводы Борьба со страховым мошенничеством: оптимизация расходов страховщика позволяет соблюдать права клиента Насколько эффективно будет работать Закон, зависит от страховщиков, профессиональных и государственных организаций, автовладельцев. От успешной реализации Закона об ОСАГО зависит будущее всего страхового рынка России Приоритетной задачей страховщиков является повышение доверия автовладельцев к страхованию: неукоснительное выполнение обязательств и качественный сервис