Методы оценки рисков в строительном секторе. Кредитные рейтинги. (095) , Первая межрегиональная конференция «Строительный комплекс. Практика привлечения финансирования: возможности, проблемы, риски» 22 июня 2005 года Москва
Строительный комплекс – новичок на открытом рынке заимствований Размещение первого облигационного займа – 2002 год, группа компаний «ПИК» Объем займов в обращении на г. – 12,5 млрд. руб. Первое IPO – 2004 год, ОАО «Открытые инвестиции» Основные проблемы при размещении: сложности с предоставлением адекватной информации рынку – необходимость перестройки системы финансового мониторинга затруднения при оценке рисков – отсутствие адекватной методики потребность в «долгом» капитале высокие отраслевые риски и отсутствие достоверной информации о перспективах отрасли
Практика оценки рисков: мировой и российский рынок Мировой рынок кредитные рейтинги: S&P, Fitch, Moodys информационно-аналитические материалы инвестиционных банков Российский рынок информационные меморандумы банков при размещении road-show и личные контакты Санкт-Петербург: ЭСОН рейтинги и рэнкинги ведущих СМИ повышенное значение СМИ в качестве источника информации Источники информации
Кредитный рейтинг – субъективное мнение агентства о способности компании своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства перед кредиторами Кредитный рейтинг присваивается на основе анализа финансовых данных компании, данных о производственной деятельности, состоянии рынков сбыта и уровне корпоративного управления Рейтинговая процедура включает присвоение рейтинга и его поддержание (актуализацию) Рейтинг включает разработку сценариев развития компании (прогноз) Кредитные рейтинги – основные подходы
Кредитные рейтинги – шкалы и процедура Иностранные фондовые рынки – международная шкала включает страновой риск, позволяя сравнивать компании различных стран между собой; меньше дифференциация для российских компаний Российский фондовый рынок – национальная шкала не включает страновых рисков – инвестор должен самостоятельно принять решение об его уровне; более дифференцирована с точки зрения российских компаний Решение о присвоении рейтинга принимает рейтинговый комитет, состоящий в том числе из аналитиков, не принимавших участия в общении с компанией снижение риска влияния компании на решение агентства
-инструмент PR: источник информации для потенциальных партнеров и потребителей продукции компании и инструмент формирования репутации -для внутренних целей компании (аналитические материалы агентств): инструмент стратегического планирования и содействие внутрифирменной системе управления рисками -в качестве инструмента управления стоимостью размещенных или размещаемых ценных бумаг: -снижение доходности и процентных ставок по долговым ценным бумагам -повышение спроса при размещении ценных бумаг -снижение цены размещения ценных бумаг -увеличение ликвидности выпусков ценных бумаг на рынке -формирование кредитной истории и предварительная оценка рисков при поиске партнеров Использование рейтингов
Инвесторы и аналитики - определение уровня прозрачности компании и его предсказуемости - инструмент управления инвестиционным портфелем - предварительный «фильтр» потока информации для самостоятельного анализа уровня надежности компании - выявление наиболее существенных рисков в деятельности компании - инструмент анализа и прогноза тенденций на рынке долговых обязательств, других финансовых рынков - база для исследования уровня риска в отдельных отраслях мера риска при принятии решения об инвестициях
Интеграция рейтингов в систему государственного регулирования - правила инвестирования в ценные бумаги крупнейшими финансовыми центрами: пенсионными фондами, страховыми компаниями Интеграция рейтингов в систему рекомендаций «Базель-II» в качестве инструмента определения размера резервных отчислений Влияние рейтингов соотношение «рейтинг-дефолт» (отсутствие истории не позволяет использовать этот инструмент на национальных рынках) Повышение влияния раскрытие рейтинга постоянное поддержание рейтинга (актуализация) предоставление инвестору полной информации о присвоении рейтинга со стороны не только агентства, но и компании публикация полного рейтингового отчета и ознакомление с рейтинговым отчетом потенциальных институциональных инвесторов
Кредитные и облигационные рейтинги строительного комплекса РФ ЗАО «Северный город» облигационный выпуск первой серии (объем 50 млн руб.; погашен) --- рейтинг B++ облигационный выпуск второй серии (объем 200 млн руб.; в обращении) --- рейтинг B+ Корпорация «Mirax Group» --- рейтинг B++ облигационный выпуск первой серии (объем 1 млрд. руб.; планируется) --- рейтинг B++
Практика оценки рисков на российском рынке Источники информации: консолидированная управленческая отчетность + РСБУ Методические подходы: ретроспективный анализ пообъектный анализ адаптация данных отчетности для адекватной оценки финансовых рисков повышенное влияние практики корпоративного управления на рейтинг
Практика оценки рисков на российском рынке Опыт агентства: основные риски строительного комплекса Не стабильная ситуация на рынке недвижимости Практика предоставления участков под строительство и дефицит участков в Москве и Санкт-Петербурге Отсутствие перспективных планов застройки Сложная корпоративная структура строительных холдингов и большой объем внутренних взаиморасчетов Ведение строительства без полного пакета разрешительной документации Значительный объем неучтенных финансовых ресурсов проектной стадии Практика финансирования: неудовлетворительное качество кредитного портфеля и формирование упущенной выгоды в условиях растущего рынка Монополизированные рынки сырья и основных строительных услуг
(095) , Первая межрегиональная конференция «Строительный комплекс. Практика привлечения финансирования: возможности, проблемы, риски» 22 июня 2005 года Москва Спасибо за внимание! Докладчик: Башун Вера Борисовна Руководитель отдела корпоративных рейтингов