Правовые основы бюджетного процесса, установления расходных обязательств по вопросам местного значения, проблемы практики, пути решения Л.И.Максименко Хабаровск, май 2010
Бюджетный процесс - это – основа формирования государственной, региональной политики властей и местного самоуправления. По тому, как он будет сформирован, определится, в конечном итоге, и качество власти, и качество жизни Постановление Правительства РФ «Программа развития бюджетного федерализма в РФ»
Структура бюджетной системы РФ (ст. 10 БК РФ) Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, …; бюджеты городских и сельских поселений.
Правовые основы бюджетного процесса в муниципальном образовании включают в себя: Федеральное законодательство Бюджетные кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Законодательство субъекта федерации Бюджетный кодекс субъекта РФ Муниципальные правовые акты Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления (ст. 9 БК) установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; …
Основные элементы бюджета Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам (ст. 86 БК) Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (решения ВМЗ) Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления
Расходные обязательства муниципального образования (местный бюджет) 1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. 2. Расходные обязательства возникают в результате: -Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения; -Принятие муниципальных правовых актов при осуществлении переданных госполномочий; -Заключения от имени муниципального образования договоров муниципальными бюджетными учреждениями; 3. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. 4. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Этапы бюджетного процесса: нулевой этап – установление расходных обязательств; первый этап прогнозирование социально-экономического развития, определение основных направлений бюджетно- финансовой политики на очередной финансовый год (статья 169 БК); второй этап формирование проекта бюджета на очередной финансовый год; третий этап рассмотрение и утверждение бюджета на очередной финансовый год, в т.ч. проведение публичных слушаний; четвертый этап исполнение бюджета; пятый этап составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета за отчетный год, в т.ч. проведение публичных слушаний.
Формирование бюджета Составление проекта бюджета основывается на : - Бюджетном послании Президента РФ; -Прогнозе социально-экономического развития; -Основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном местной администрацией порядке Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо, по решению представительного органа, на очередной финансовый год и плановый период Изменение прогноза социально-экономического развития в ходе рассмотрения или составления проекта бюджета влечет за собой изменение бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджета (ст.185, 186 БК) Порядок рассмотрения проекта местного бюджета и его утверждения определяется нормативным правовым актом муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Местные администрации вносят на рассмотрение представительного органа МСУ проект бюджета в сроки, установленные нормативным правовым актом представительного органа, но не позднее 15 ноября текущего года Рассмотрение на публичных слушаниях Порядок рассмотрения проекта бюджета и его утверждения должен предусмотреть вступление в силу решения о бюджете с 1 января очередного финансового года.
Отчет об исполнении бюджета Ст Внешняя проверка годового отчета -Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке -Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированного на муниципальных выборах, или представительным органом в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления -По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета может осуществляться контрольным органом муниципального района или субъекта РФ -Администрация представляет отчет для подготовки заключения не позднее 1 апреля текущего года. Годовой отчет об исполнении местного бюджета вносится в представительный орган не позднее 1 мая текущего года. Проведение публичных слушаний
Доходная часть бюджета (ст.41 БК) 1. Налоговые доходы 2. Неналоговые доходы 3. Безвозмездные поступления
Налоговые доходы Доходы от федеральных налогов и сборов -Налог на доходы физических лиц – по нормативу 10% -Единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 30% (с – 35% 213-ФЗ от ) Доходы от региональных налогов (по Хабаровскому краю) -Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 27% -Транспортный налог – по нормативу 50% Доходы от региональных налогов Пермского края -НДФЛ – 20% -Налог на имущество – 100% Доходы от местных налогов -Земельный налог - по нормативу 100% -Налог на имущество физических лиц - по нормативу 100% Доходы от налогов, установленных специальными налоговыми режимами Пени и штрафы по установленным налогам
Неналоговые доходы 1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности 2. Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности 3. Доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями 4. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, оставшихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей 5. Доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена 6. Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена 7. Средства самообложения граждан 8. Штрафы, подлежащие зачислению в бюджет поселения в соответствии с федеральным и краевым законодательством 9. Иные неналоговые доходы
Безвозмездные поступления (ст.41 БК) 1. Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ 2. Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ 3. Субвенции бюджетам поселений на осуществление федеральных полномочий 4. Иные межбюджетные трансферты из бюджетов другой бюджетной системы РФ 5. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования
Собственные доходы бюджетов К собственным доходам бюджетов относятся : Налоговые доходы Неналоговые доходы Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций
Расходы (раздел 3 БК) Формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Основы расходных обязательств Статья 14, глава 3 федерального закона 131 – фз от Вопросы местного значения поселения (32 пункта) Статья 17, глава 3 федерального закона 131-фз от Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения Статья 69.2 БК РФ Государственное «муниципальное» задание Статья 86 БК РФ Расходные обязательства муниципального образования
Дефицит бюджета (ст.92 БК) -это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит местного бюджета на очередной финансовый год устанавливается решением представительного округа о соответствующем бюджете и не может превышать 10% годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам поступлений. Источники погашения дефицита местного бюджета: -Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; -Кредиты, полученные от кредитных организаций; -Бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; -Поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; -Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Повысить эффективность формирования и исполнения бюджета – это значит Повысить доходы бюджета: - налоговые, в том числе: 1) провести инвентаризацию имущества физических лиц, земельных участков; 2) оценить эффективность предоставляемых льгот; 3) провести анализ недоимки, разработать мероприятия по её снижению; 4) разработать политику проведения деятельности и обоснования по установлению дополнительных нормативов региональных налогов и муниципального района в бюджеты поселений - неналоговые; - безвозмездные поступления Оптимизировать расходы бюджета - ответить на вопросы: что финансируем? по каким критериям оцениваем эффективность использования средств?
Дальневосточный центр социальных инноваций Благодарю за внимание. Максименко Людмила Ивановна – эксперт ДВЦСИ Телефон 8 (4212) Е-маil: