1 Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, профессор, завкафедрой электронной педагогики НОУ МФПА «Синергия» сайт: a-edu.narod.ru э-почта: блог:
Преподаватель в современной информационно- образовательной среде Москва-2011
План 1. Основные понятия Подготовка преподавателей 3. Роль и место преподавателя
1. Основные понятия 1. Основные понятия
Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающийся научно- исследовательской работой. а также занимающийся научно- исследовательской работой РЕКОМЕНДАЦИЯ О СТАТУСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Париж, 11 ноября 1997 г.) ПРЕАМБУЛА Генеральная конференция ЮНЕСКО
Виды работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом вуза 1. 1.Учебная работа 2. Методическая работа 3. Научно-исследовательская
Методика Галля Способности к педагогическому труду Методика Галля
Информационно-образовательная среда (ИОС в узком смысле) Информационно-образовательная среда (ИОС в узком смысле) Множество средств и систем информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые потенциально могут быть использованы в образовательном процессе. Множество средств и систем информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые потенциально могут быть использованы в образовательном процессе. Техническую основу (ИОС) составляют компьютеры и Интернет Техническую основу (ИОС) составляют компьютеры и Интернет
2. Подготовка преподавателей
Исторически сложившиеся пути подготовки преподавателей вузов 1.Специально готовить преподавателей ВШ как, например, учителей для школ, которые получают высшее образование в педвузах по направлению подготовки "Образование и педагогика". 2. Повышать квалификацию (или переподготавливать) сотрудников, уже имеющих высшее образование.
Блоки требований к преподавателю вуза 1. Профессиональная компетентность 2. Педагогическая компетентность 3. Коммуникативная компетентность 4. Социально-экономическая компетентность Физическое, психическое и нравственное здоровье 5. Физическое, психическое и нравственное здоровье
10 практикоориентированных требований к преподавателю вуза требования=цели
Минимально необходимые практико- ориентированные требования к преподавателю вуза 1.Цель и программа. Уметь формулировать цели учебной дисциплины и занятия. Знать структуру и уметь разработать учебную программу дисциплины
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 2. Занятия. Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе разлмчные виды традиционных и электронных занятий 2. Занятия. Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе разлмчные виды традиционных и электронных занятий 3. ИКТ. Выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, во всех формах получения образования 3. ИКТ. Выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, во всех формах получения образования
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 4. Контроль. Знать и применять разнообразные педагогические формы контроля учебного процесса, в том числе в виде тестов 5. Ресурсы. Знать характеристики, а также уметь искать и использовать в учебном процессе образовательные ресурсы, в том числе в Интернете
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 6. Писать. Уметь разрабатывать пособия и методические рекомендации для проведения учебных занятий. Готовить научные статьи. 7. Право. Знать основы нормативно- правового обеспечения учебного процесса и авторского права 8. Наука. Принимать участие в НИР, конференциях и семинарах.
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 9. Здоровье. Быть физически, психически и нравственно здоровым 9. Здоровье. Быть физически, психически и нравственно здоровым 10. Коучинг. Методика улучшения качества всего спектра педагогической деятельности 10. Коучинг. Методика улучшения качества всего спектра педагогической деятельности Запись промо-вебинара А. Тищука"Коучинг ля всех, но не для каждого" можно просмотреть по ссылке: Запись промо-вебинара А. Тищука"Коучинг ля всех, но не для каждого" можно просмотреть по ссылке: cid=
Требования к зарубежному преподавателю Digital World: Teachers Today j9qw- A0NM&feature=player_embedded
Содержание авторского курса «Основы преподавания в Интернете» 1. Организационно-дидактические схемы применения Интернета в образовании 1. Организационно-дидактические схемы применения Интернета в образовании 2. Учебно-методическое обеспечение для интернет-обучения 3. Реализация учебного процесса с использованием Интернета 4. Программные среды для подготовки и проведения интернет-обучения
«Основы преподавания в Интернете» 6. Преподаватель интернет-обучения 7. Качество электронного обучения 8. Нормативно-правовое обеспечение и авторское право
3. Роль и место преподавателя 3. Роль и место преподавателя
1. Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, с. Аналогия образования и здоровья. Здоровье человека зависит от: Наследственных признаков 15% Медицинского обеспечения 35% Самостоятельной заботе о здоровье 50%
2.Возрастание роли информального образования (ИО) в информационном обществе Такое образование реализуется спонтанно за счёт собственной активности индивидуума в окружающей его культурно- образовательной среде Такое образование реализуется спонтанно за счёт собственной активности индивидуума в окружающей его культурно- образовательной среде ( общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.) ИО проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа вконтакте, сообщества профессионалов elearningpro.ru, e-learning.by и др.). ИО проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа вконтакте, сообщества профессионалов elearningpro.ru, e-learning.by и др.).
3. Менеджмент учебным процессом важнее знаний предмета !? Преподаватель XXI века должен: - помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию; Преподаватель XXI века должен: - помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию; -должен уметь встраивать в учебный процесс спонтанное знание и практический опыт; -должен уметь встраивать в учебный процесс спонтанное знание и практический опыт; -реализовать индивидуальный подход; -реализовать индивидуальный подход; -поощрять неформальную обстановку на занятиях; -поощрять неформальную обстановку на занятиях; -организовывать коллективную работу студентов и т.д. -организовывать коллективную работу студентов и т.д.
Выводы 1. Роль и место преподавателя по сравнению с очным обучением существенно изменились. Соотношение специальных и педагогических знаний в программе определяется золотой пропорцией. 1. Роль и место преподавателя по сравнению с очным обучением существенно изменились. Соотношение специальных и педагогических знаний в программе определяется золотой пропорцией. 2. Сформулированы 10 позиций практико- ориентированные требований, которые могут служить основой для формирования программы повышения квалификации преподавателей. 2. Сформулированы 10 позиций практико- ориентированные требований, которые могут служить основой для формирования программы повышения квалификации преподавателей.
Выводы 3. Для поддержания компетенций в актуальном состоянии преподавателю требуется непрерывное повышение квалификации, которое целесообразно проводить, используя дистанционные образовательные технологии. 3. Для поддержания компетенций в актуальном состоянии преподавателю требуется непрерывное повышение квалификации, которое целесообразно проводить, используя дистанционные образовательные технологии.
Продолжение дискуссии Дискуссию по этой проблеме продолжим Дискуссию по этой проблеме продолжим в форуме: в форуме: mfpa-mag.forum2x2.ru
Видеоклип. средневекового университета. Внедрение новых информационных технологий XV века (книг) в учебный процесс средневекового университета Повышение квалификации преподавателей средневекового университета Повышение квалификации преподавателей средневекового университета Клип можно скачать: a-edu-p.narod.ru