Теории государственного управления и «электронное государство» 27 сентября 2005 г.
Информатизация и качество госуправления Внедрение компьютерных технологий Реформирование государственного аппарата 90-е место (рядом с Индией, Мозамбиком) 30,5 (рядом с Китаем, Вьетнамом) 2004 Ухудшился 76-е место (рядом с Вьетнамом, Венесуэлой) Индекс коррупции Transparency International Ухудшился 31,5 (рядом с Нигерией, Пакистаном) Индекс качества регулирования Мирового Банка (GRICS) Результат1998Индикатор Ухудшение ситуации
Проблемы информатизации Ежегодно уходит $1000 на информатизацию одного чиновника ($2 млрд. на 2 млн.чиновников) – а улучшения качества госуправления не происходит. Проблемы информатизации государства: Дублирование разработок – высокие цены Пилежка бюджета – нет результатов, высокие цены Мало конкуренции среди поставщиков решений – высокие цены Ведомственный феодализм, нежелание делиться информацией – нет результатов Проекты решают проблемы ведомств – «локальный оптимум», нет результатов для граждан
Основная проблема госуправления Граждане и их группыЧиновники Принципал Агент. Какого принципала? Принципал Принципалы? Агенты?
Госполитика и госуправление Задания принципалов Public policy Политический аспект Результаты Действия агентов Public administration Операционный аспект Процедуры
Качественное госуправление (good governance) * *Источник: ООН ( Характеристики качественного госуправления Подотчетность (ответственность) Прозрачность (открытость) Откликаемость Равенство и недискриминация Ориентация на консенсус Совместная работа граждан и власти Главенство права Результативность и эффективность Возможно улучшение через внедрение ИКТ
Прозрачность и подотчетность Граждане и их группы. Политики Чиновники Госполитика Госуправление Прозрачность Подотчетность
Базовые институты госуправления = институты электронного государства Применение ИКТ Учет Административн ые процессы Контроль Раскрытие информации Достоверность Официальность Через Интернет Без участия госслужащих Аудит процессов, а не результатов Независимый аудит Формальный язык описания Перевод в электронную форму Легальность электронного учета Регламентация учета
Квалификация исполнителей административной реформы Одновременно нужно знать: Теорию государства и права Операционный менеджмент Информационно- коммуникационные технологии
Взаимозависимость процедур и политики Результаты ?= Цели Процедуры Процедуры БОР хорошо подходят для социальной политики, плохо для правоохранительной Бюрократический подход плохо подходит для социальной политики, хорошо для правоохранительной
Применимость показателей качества госуправления ЕСТЬ ООН (Good governance) Страна Проект Хорошо Плохо НУЖНО Правительство РФ (?????) Страна Проект Хорошо
Теории госуправления Предлагаемый подход Традиционные теории (RG, BPR, NPM) ГосударствоАгент гражданПоставщик услуг ГражданеПринципалы, нанимающие агентовКлиенты государства Основная проблемаАгентские отношения Излишняя бюрократия и малые результаты Соотношение госуправления и госполитики Политика контролирует управление Управление ограничивает политику Политика контролирует управление Роль прозрачности и подотчетность Обратная связь агент-принципал; контроль деятельности, контроль целей агентов. Контроль результатов и качества услуг Обеспечение прозрачности и подотчетности. За счёт юридической значимости данных электронного учета и раскрытия информации За счёт обнародования информации Роль административных процедур Формализованные процедуры как способ снижения риска нежелательных результатов (допустимо понижение результативности). Способ повышения эффективности деятельности Требования к институциональной средеДемократия и автократия.
Спасибо за внимание!