Вариативные модели инклюзивного образования в детском саду Ушакова Е.В., ИСОиКР МГПУ, к.пс.н., доцент
Непрерывность - преемственность Инклюзивное образование преемственность среднее общее образование основное общее образование начальное общее образование дошкольное образование
Приоритеты дошкольного образования Доступность – территориальная, средовая, содержательная Доступность – территориальная, средовая, содержательная Качество – адаптированные программы, индивидуальные маршруты Качество – адаптированные программы, индивидуальные маршруты Вариативность – вариативность образовательной среды, выбор форм с учетом возможностей и потребностей Вариативность – вариативность образовательной среды, выбор форм с учетом возможностей и потребностей
принятие ребенка семьёй, принадлежность к семье, к детскому коллективу интеграция средство эффективной социализации, позволяющее усвоить знания и нормы жизни в обществе инклюзивное образование включение в социальную жизнь как полноправного члена общества, поиск путей самореализации с учетом возможностей социализация Этапность «включения» в единое образовательное и социальное пространство
Принципы инклюзивного образования Принцип индивидуального подхода Принцип комплексного подхода Принцип активного взаимодействия с ребенком Принцип партнерства в образовательном пространстве Принцип вариативности организационных форм Принцип разноуровневости образовательных программ
По целевому компоненту целенаправленная (организованная) спонтанная И. в раннем возрасте в дошкольном в школьном в юношеском По временному признаку
По специфике организации инклюзивного процесса в образовательном пространстве Внутренняя (только свои ресурсы) Сетевая (с привлечением ресурсов других учреждений) Свободная (выбор родителей или законных представителей)
Модели образовательных сетей Модель по аутсорсинговому типу Модель по аутсорсинговому типу (передача части функций партнерам на договорной (возмездной) основе – перераспределение функций) Ресурсный центр Ресурсный центр (донорское взаимодействие - одно из учреждений, имеющие наиболее сильные позиции в реализуемом направлении предоставляет ресурсы и/или услуги, а остальные ими пользуются на безвозмездной или возмездной основе) Ассоциация образовательных учреждений Ассоциация образовательных учреждений (паритетное взаимодействие на безвозмездной основе - обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный)
По уровню включения ребенка в образовательный процесс Точечная Частичная Полная Постепенная Внезапная По уровню подготовленности ребенка
По качественному составу детей с ОВЗ И. детей с разными нарушениями в развитии (полиморфная) И. детей с одним нарушением (однородная) По количественному составу детей с ОВЗ Расширенная Ограниченная
Спасибо за внимание!