Амфибийные катера на воздушной подушке ЦКБ «Нептун»
История создания АКВП ЦКБ «Нептун» Создание амфибийных катеров на воздушной подушке гражданского назначения было результатом целенаправленной работы группы специалистов Центрального конструкторского бюро «Нептун». Создание амфибийных катеров на воздушной подушке гражданского назначения было результатом целенаправленной работы группы специалистов Центрального конструкторского бюро «Нептун». По своему назначению амфибийные катера на воздушной подушке первоначально создавались в качестве поисково – спасательных средств ВВС, предназначенных для участия в поиске и спасении космонавтов после приземления. В дальнейшем поле применения АКВП значительно расширилось. По своему назначению амфибийные катера на воздушной подушке первоначально создавались в качестве поисково – спасательных средств ВВС, предназначенных для участия в поиске и спасении космонавтов после приземления. В дальнейшем поле применения АКВП значительно расширилось.
История создания АКВП ЦКБ «Нептун» 1979 год – АКВПР (далее АКВП «Барс» 1979 год – АКВПР (далее АКВП «Барс» 1982 год – АКВП «Гепард» 1982 год – АКВП «Гепард» 1985 год – АСВП+ПВП «Бизон» 1985 год – АСВП+ПВП «Бизон» 1986 год – АКВП «Пума» 1986 год – АКВП «Пума» 1989 год – АКВП «Ирбис» 1989 год – АКВП «Ирбис» 1991 год – АКВП «Соболь» 1991 год – АКВП «Соболь» 1999 год – АКВП «Рысь» 1999 год – АКВП «Рысь»
Амфибийный катер на воздушной подушке «Барс» Характеристики АКВП пр «Барс»: Водоизмещение D=2,5 т; Длина габаритная L=6,8 м; Ширина габаритная B=3,5 м; Мощность N=325 л.с.; Скорость V=60 км/час; Клиренс h= 0,45 м Характеристики АКВП пр «Барс»: Водоизмещение D=2,5 т; Длина габаритная L=6,8 м; Ширина габаритная B=3,5 м; Мощность N=325 л.с.; Скорость V=60 км/час; Клиренс h= 0,45 м
Амфибийный катер на воздушной подушке «Барс» АКВП типа "Барс" использовался в качестве поисково- спасательного и служебно-разъездного катера в сложных путевых условиях: летом на полях и болотах, зимой на заснеженной и ледовой поверхности, при плавающем льде и торосах. Были попытки его применения в качестве судна специального назначения. АКВП типа "Барс" использовался в качестве поисково- спасательного и служебно-разъездного катера в сложных путевых условиях: летом на полях и болотах, зимой на заснеженной и ледовой поверхности, при плавающем льде и торосах. Были попытки его применения в качестве судна специального назначения.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Барс» В качестве энергетической установки на катере был применен авиационный двигатель воздушного охлаждения со звездообразным расположением цилиндров модели М-14В26. В качестве энергетической установки на катере был применен авиационный двигатель воздушного охлаждения со звездообразным расположением цилиндров модели М-14В26.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Гепард» Характеристики АКВП пр «Гепард»: Водоизмещение D=1,9 т; Длина габаритная L=7,0 м; Ширина габаритная B=3,1 м; Мощность N= л.с.; Скорость на воде V=65 км/час; Скорость на льду V=75 км/час; Клиренс h= 0,40 м
Амфибийный катер на воздушной подушке «Гепард» АКВП пр «Гепард» имеет корпус из легких сплавов, стеклопластиковые рубку, капот и насадки и двухъярусное гибкое ограждение АКВП пр «Гепард» имеет корпус из легких сплавов, стеклопластиковые рубку, капот и насадки и двухъярусное гибкое ограждение
Амфибийный катер на воздушной подушке «Гепард» На эксплуатационной скорости судно способно преодолевать затяжные уклоны на ровной твердой поверхности до 5°, а на максимальной скорости короткие (до м) уклоны до 15°при максимальной скорости ветра до 15 м/с. На эксплуатационной скорости судно способно преодолевать затяжные уклоны на ровной твердой поверхности до 5°, а на максимальной скорости короткие (до м) уклоны до 15°при максимальной скорости ветра до 15 м/с.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Гепард» В качестве главного двигателя на катере сначала устанавливался автомобильный двигатель ЗМЗ-5311 (или ЗМЗ- 511) мощностью 125 л.с., в дальнейшем, после модернизации проекта, двигатель ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с. В качестве главного двигателя на катере сначала устанавливался автомобильный двигатель ЗМЗ-5311 (или ЗМЗ- 511) мощностью 125 л.с., в дальнейшем, после модернизации проекта, двигатель ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с.
Амфибийное судно на воздушной подушке «Бизон» Амфибийное судно на воздушной подушке "Бизон" и платформа на воздушной подушке предназначены для перевозки грузов по мелководным рекам, а также доставки грузов с судов-снабженцев, стоящих в рейде. Дальность доставки грузов 19 км. АСВП может работать на глубокой воде с высотой волн до 1 м, на мелководье и заболоченной местности, на снегу, твердом и плавающем льду при температуре до - 40°С. Судно может свободно выходить из воды на сушу или лед и обратно, способно выталкивать за урез воды несамоходную ПВП. Амфибийное судно на воздушной подушке "Бизон" и платформа на воздушной подушке предназначены для перевозки грузов по мелководным рекам, а также доставки грузов с судов-снабженцев, стоящих в рейде. Дальность доставки грузов 19 км. АСВП может работать на глубокой воде с высотой волн до 1 м, на мелководье и заболоченной местности, на снегу, твердом и плавающем льду при температуре до - 40°С. Судно может свободно выходить из воды на сушу или лед и обратно, способно выталкивать за урез воды несамоходную ПВП.
Амфибийное судно на воздушной подушке «Бизон» Характеристики АСВП пр «Бизон»: Водоизмещение D=57 т; Длина габаритная L=18,7 м; Ширина габаритная B=9,1 м; Мощность N= 1200 л.с.; Скорость на воде V=5,5 узлов; Клиренс h= 0,60 м Характеристики АСВП пр «Бизон»: Водоизмещение D=57 т; Длина габаритная L=18,7 м; Ширина габаритная B=9,1 м; Мощность N= 1200 л.с.; Скорость на воде V=5,5 узлов; Клиренс h= 0,60 м
Амфибийное судно на воздушной подушке «Бизон» Комплекс "Бизон", состоящий из самоходного АСВП грузоподъемностью 10 т и двух несамоходных платформ грузоподъемностью 20 т каждая, является уникальным в отечественной практике низкоскоростным амфибийным судном на ВП со стальным корпусом и дизельной энергоустановкой Комплекс "Бизон", состоящий из самоходного АСВП грузоподъемностью 10 т и двух несамоходных платформ грузоподъемностью 20 т каждая, является уникальным в отечественной практике низкоскоростным амфибийным судном на ВП со стальным корпусом и дизельной энергоустановкой
Амфибийный катер на воздушной подушке «Пума» Характеристики АКВП пр , 18802, «Пума»: Водоизмещение D=5,8 т; Длина габаритная L=12,2 м; Ширина габаритная B=5,7 м; Мощность N= л.с.; Скорость на воде V=65 км/час; Скорость на льду V=75 км/час; Клиренс h= 0,60 м Характеристики АКВП пр , 18802, «Пума»: Водоизмещение D=5,8 т; Длина габаритная L=12,2 м; Ширина габаритная B=5,7 м; Мощность N= л.с.; Скорость на воде V=65 км/час; Скорость на льду V=75 км/час; Клиренс h= 0,60 м
Амфибийный катер на воздушной подушке «Пума» В качестве энергетической установки на катере применены два автомобильных двигателя ЗМЗ-5311 (или ЗМЗ-511) мощностью 125 л.с. На одном катере при модернизации проекта установлены двигатели ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с. В качестве энергетической установки на катере применены два автомобильных двигателя ЗМЗ-5311 (или ЗМЗ-511) мощностью 125 л.с. На одном катере при модернизации проекта установлены двигатели ЗМЗ-41 мощностью 140 л.с.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Пума» АКВП пр , 18802, «Пума» имеет корпус из легких сплавов, стеклопластиковые рубку, капот и насадки и двухъярусное гибкое ограждение АКВП пр , 18802, «Пума» имеет корпус из легких сплавов, стеклопластиковые рубку, капот и насадки и двухъярусное гибкое ограждение
Амфибийный катер на воздушной подушке «Пума» На эксплуатационной скорости судно способно преодолевать затяжные уклоны на ровной твердой поверхности до 5°, а на максимальной скорости короткие (до м) уклоны до 15°при максимальной скорости ветра до 15 м/с. На эксплуатационной скорости судно способно преодолевать затяжные уклоны на ровной твердой поверхности до 5°, а на максимальной скорости короткие (до м) уклоны до 15°при максимальной скорости ветра до 15 м/с.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Пума» Были разработаны следующие проектные модификации этого судна: Пр – Скорая медицинская помощь медицинских работника и 2-3 пострадавших; Пр – Скорая медицинская помощь медицинских работника и 2-3 пострадавших; Пр Пассажирский - 16 пассажиров ; Пр Пассажирский - 16 пассажиров ; Пр Грузопассажирский- 10 пассажиров и груз; Пр Грузопассажирский- 10 пассажиров и груз;
Амфибийный катер на воздушной подушке «Ирбис» АКВП «Ирбис» разработано Центральным конструкторским бюро "Нептун" в 1989 г. в качестве катера на воздушной подушке нового поколения. Это многоцелевое судно на воздушной подушке предназначено для круглогодичной перевозки до 32 пассажиров или 3-х тонн груза на реках, озерах и в прибрежных морских районах с удалением от берега до 50 км при волнении до 3 баллов. АКВП «Ирбис» разработано Центральным конструкторским бюро "Нептун" в 1989 г. в качестве катера на воздушной подушке нового поколения. Это многоцелевое судно на воздушной подушке предназначено для круглогодичной перевозки до 32 пассажиров или 3-х тонн груза на реках, озерах и в прибрежных морских районах с удалением от берега до 50 км при волнении до 3 баллов.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Ирбис» Характеристики АКВП пр , 15063, «Ирбис»: Водоизмещение D=11,2 т; Длина габаритная L=17,5 м; Ширина габаритная B=6,2 м; Мощность N=382 л.с.; Скорость на воде V=65 км/час; Скорость на льду V=75 км/час; Клиренс h= 0,80 м Характеристики АКВП пр , 15063, «Ирбис»: Водоизмещение D=11,2 т; Длина габаритная L=17,5 м; Ширина габаритная B=6,2 м; Мощность N=382 л.с.; Скорость на воде V=65 км/час; Скорость на льду V=75 км/час; Клиренс h= 0,80 м
Амфибийный катер на воздушной подушке «Ирбис» Проект СВП «Ирбис», отвечающий уровню мировых стандартов и требований, был сертифицирован во второй половине 90-х годов по требованиям Береговой Охраны США Проект СВП «Ирбис», отвечающий уровню мировых стандартов и требований, был сертифицирован во второй половине 90-х годов по требованиям Береговой Охраны США
Амфибийный катер на воздушной подушке «Ирбис» В качестве главных двигателей на катере устанавливаются два дизеля Deutz BF6L9 13/C мощностью по 191 л.с каждый, с воздушным охлаждением. В качестве главных двигателей на катере устанавливаются два дизеля Deutz BF6L9 13/C мощностью по 191 л.с каждый, с воздушным охлаждением.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Ирбис» Лопасти воздушных винтов, покрывные диски и лопатки нагнетателей выполнены композитными, изготовленными методом вакуумного формования. Для дистанционного управления применены гибкие приводы (боудены) фирмы «Morse Controls». Лопасти воздушных винтов, покрывные диски и лопатки нагнетателей выполнены композитными, изготовленными методом вакуумного формования. Для дистанционного управления применены гибкие приводы (боудены) фирмы «Morse Controls».
Амфибийный катер на воздушной подушке «Ирбис» Рубка АКВП «Ирбис» имеет конструкцию типа «сэндвич». Прочность ее обеспечивается только за счет формы. Рубка АКВП «Ирбис» имеет конструкцию типа «сэндвич». Прочность ее обеспечивается только за счет формы.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Ирбис» Были разработаны следующие проектные модификации этого судна: Были разработаны следующие проектные модификации этого судна: Пр – Морское пассажирское судно; Пр – Морское пассажирское судно; Пр – Речное пассажирское судно; Пр – Речное пассажирское судно; Пр Морское пассажирское судно для тропического климата. Пр Морское пассажирское судно для тропического климата. Были построены проектные модификации этого судна: Были построены проектные модификации этого судна: Пр – Морское пассажирское судно – 3 шт. Пр – Морское пассажирское судно – 3 шт. Пр – Речное пассажирское судно - 2 шт. Пр – Речное пассажирское судно - 2 шт.
Амфибийный катер на воздушной подушке «Рысь» АКВП «Рысь» был спроектирован ЦКБ «Нептун» в годах. Постройка головного судна велась совместно ОП ЦКБ «Нептун», Свирской судоверфью и СФ «Алмаз» Судно сдано в 1999 году АКВП «Рысь» был спроектирован ЦКБ «Нептун» в годах. Постройка головного судна велась совместно ОП ЦКБ «Нептун», Свирской судоверфью и СФ «Алмаз» Судно сдано в 1999 году
Амфибийный катер на воздушной подушке «Рысь» Характеристики АКВП пр «Рысь»: Водоизмещение D=8,0 т; Длина габаритная L=14,5 м; Ширина габаритная B=6,2 м; Мощность N=300 л.с.; Скорость на воде V=35 узлов; Клиренс h= 1,10 м Характеристики АКВП пр «Рысь»: Водоизмещение D=8,0 т; Длина габаритная L=14,5 м; Ширина габаритная B=6,2 м; Мощность N=300 л.с.; Скорость на воде V=35 узлов; Клиренс h= 1,10 м
Амфибийный катер на воздушной подушке «Соболь» Одно - двухместный скоростной КВП "Соболь" предназначен для отдыха на воде. Головной образец укомплектован двигателем Серпуховского завода Одно - двухместный скоростной КВП "Соболь" предназначен для отдыха на воде. Головной образец укомплектован двигателем Серпуховского завода
Эксплуатация АКВП ЦКБ «Нептун» Катера Гепард и Пума много лет использовались в погранвойсках, службах МВД и МЧС. Катера Гепард и Пума много лет использовались в погранвойсках, службах МВД и МЧС. Они ежегодно принимают участие в спасательных работах на Куршской косе, Финском заливе и Ладожском озере. Они ежегодно принимают участие в спасательных работах на Куршской косе, Финском заливе и Ладожском озере. МГП Мосводоканал в течение нескольких десятилетий использовал АКВП Гепард для круглогодичного ежедневного мониторинга состояния подмосковных водоемов выше зон водозаборов. МГП Мосводоканал в течение нескольких десятилетий использовал АКВП Гепард для круглогодичного ежедневного мониторинга состояния подмосковных водоемов выше зон водозаборов. Лоцманский отряд Санкт - Петербурга использует катера Гепард, Пума и Рысь для доставки лоцманов на борт проводимых судов. Лоцманский отряд Санкт - Петербурга использует катера Гепард, Пума и Рысь для доставки лоцманов на борт проводимых судов.
Эксплуатация АКВП ЦКБ «Нептун» С 1992 года работает международная паромная переправа Благовещенск – Хэйхэ (КНР) на которой рейсы выполняют в 2007 году уже 6 АКВП «Пума» и «Ирбис» С 1992 года работает международная паромная переправа Благовещенск – Хэйхэ (КНР) на которой рейсы выполняют в 2007 году уже 6 АКВП «Пума» и «Ирбис»
Эксплуатация АКВП ЦКБ «Нептун» Амфибийные катера на воздушной подушке, созданные ЦКБ «Нептун», оказались вполне работоспособными транспортными средствами, способными решать ряд поставленных перед ними задач достаточно эффективно. Амфибийные катера на воздушной подушке, созданные ЦКБ «Нептун», оказались вполне работоспособными транспортными средствами, способными решать ряд поставленных перед ними задач достаточно эффективно.
Эксплуатация АКВП ЦКБ «Нептун» В 1994 году АКВП пр «Ирбис» стр. 3 экспортирован в КНР, где до настоящего времени эксплуатируется на реках Амур и Сунгари (на фото 2007 года). В 1994 году АКВП пр «Ирбис» стр. 3 экспортирован в КНР, где до настоящего времени эксплуатируется на реках Амур и Сунгари (на фото 2007 года).
Экспорт АКВП ЦКБ «Нептун» АКВП проекта «Гепард», проекта «Пума» экспортировались в Канаду, Мексику, ОАЭ и ряд других стран; АКВП проекта «Гепард», проекта «Пума» экспортировались в Канаду, Мексику, ОАЭ и ряд других стран; Ирбис-2 экспортирован в США; Ирбис-2 экспортирован в США; Ирбис-3 экспортирован в КНР. Ирбис-3 экспортирован в КНР.
Характеристики экономичности АКВП ЦКБ «Нептун» На диаграмме хорошо заметно снижение энерговооруженности АКВП от АКВП «Барс» к АКВП «Ирбис» по мере приобретения ЦКБ «Нептун» опыта проектирования, постройки и эксплуатации судов на воздушной подушке На диаграмме хорошо заметно снижение энерговооруженности АКВП от АКВП «Барс» к АКВП «Ирбис» по мере приобретения ЦКБ «Нептун» опыта проектирования, постройки и эксплуатации судов на воздушной подушке
Сравнение энерговооруженности АКВП в зависимости от схемы ГО На диаграмме видно, что использование балонно - камерной схемы ГО требует большей энерговооруженности АКВП, чем при двухъярусном ГО На диаграмме видно, что использование балонно - камерной схемы ГО требует большей энерговооруженности АКВП, чем при двухъярусном ГО
Спасибо за внимание